
Четкие законы Израиля о пище должны были стать символом его отделенности как особого народа (ср.: Втор. 14:2,21). Подобно тому как Бог ограничил Свой выбор Израилем, так же и израильтяне должны были ограничить свой выбор животных, употребляемых в пищу. Таким образом, различие между чистыми и нечистыми животными символически отражало отличие израильтян от остальных народов. Законы о пище служили постоянным напоминанием Израилю о том, что они призваны к святости и должны быть отделены от мирского. Дело заключалось не в превосходстве Израиля (не больше, чем чистые животные «превосходили» всех остальных), а в искупительной работе Бога в истории Израиля и всего человечества в будущем. А поскольку законы о пище были только частью Закона Божьего в целом, который включал целый ряд нравственных и духовных, личных и общественных требований, то они играли роль своеобразного отличительного знака, который понуждал тех, кто носил его, к определенным нормам поведения. Тем самым святость внедрялась в повседневность. Всякая пища и всякие повседневные контакты напоминали израильской семье об искуплении Богом Своего народа и о нравственных ценностях, которым они были привержены. В этот раз мы поговорим какими птицами должен гнушаться народ Божий и почему.
«Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла [в другом переводе скопа], коршуна и сокола [кречет] с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса [в других переводах неясыть, баклан], лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря [аист, летучая мышь]» (Лев.13:19). Каждая из этих птиц несет себе образ дурных человеческих качеств. Все эти качества неприемлемы для тех, кто хочет стать святым. В Послании Варнавы дается разъяснение: «Не ешь, – сказано, – ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона»; т.е., не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель» (глава 10). Климент Александрийский пишет: «употребление в пищу ястребов и быстрокрылых птиц плотоядных (хищных) и орлов запрещает Педагог [т.е. Христос]. Не касайся того, говорится, что хищностью свою жизнь поддерживает» (книга 3, гл.11). В «Строматах» Климент пишет: «когда Моисей сказал: не ешь ни орла ни ястреба ни коршуна ни ворона, то он заповедал этим как бы следующее: не имейте никаких сношений с этими людьми, не умеющими поддерживать своей жизни трудом и потом, а вместо того живущими грабежом и несправедливостями, отнимая у других то, чем они владеют. Орел и действительно живет грабежом и хищничеством, ястреб несправедливостями, а ворон корыстолюбием. Но написано: «с невинным ты будешь невинен, с избранным — избран, с нечестивым нечестив (Пс. XVII, 25, 26). Следует же прилепляться к людям священным, потому что те, кои держатся среди них, и сами освятятся» (книга 5).
Свт.Кирилл Александрйиский говорит, что естественные свойства каждого из поименованных животных в 11 главе Книги Левит служат «образами нравов и различия характеров. Итак, закон воспрещает употребление в пищу орла и грифа, и морского орла, и коршуна: ибо они летают высоко, любят места весьма высокие и презирают внизу находящееся; а таков некоторым образом гордый и очень высокомерный, имеющий в себе надменный ум, привыкший презирать скромный и умеренный помысл и отнюдь не любящий следовать смиренным (Рим. 12, 16). Вместе с ними [Закон] порицает также сокола и породу его, ворона и породу его, коими весьма хорошо обозначается хищнический и хитрый в злодеянии род людей. Образ первого есть сокол, а второго – самый черный и темный ворон: темны и не для всех явны люди, острые на лукавство и невидимую для многих имеющие в себе самих злокачественность нравов; а недугующим проклятою гордостью всегда свойственно желание преимуществовать над кем только возможно, осаждать их многообразными изобретениями злобы и таким образом похищать, притом ненасытно. Посему тотчас прибавляет: «страуса, совы»; ибо это животные, думаю, самые ненасытные, и всегда собирают, что попадается. Затем говорит: «и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя». Эти могут изображать собою людей жестоко и зверски злоумышляющих на кого только могут, так что не отказываются подвергать даже жизнь некоторых опасности и страху: ястреб, например, стремительно нападает на всякую слабейшую птицу, устремляется и на малых птиц и, схватив, погубляет; рыболов же, ибис, к тому прибавил бы я и пеликана, неистово бросаются на рыб и труп их делают пищею себе: а таковы все насколько дело касается характера и грубости нравов, за ничто почитающие погубить кого-либо ради своего собственного удовольствия. Они отвергли закон взаимного доброжелательства, оскорбляют уставы любви, ибо любовь, – сказано, – не делает ближнему зла (Рим. 13: 10). Отвращаться также должно, сказано, еще «совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря». Это, полагаю, любители ночи; они радуются тьме и в ней охотнее всего стараются летать, напротив ненавидят солнечный свет и не терпят что-либо делать при нем: таковы, очевидно, делатели зла; ибо истинно то, что сказал Христос: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 20–21) (из книги «О поклонении и служении в Духе и истине», кн.14).
Новациан в книге «О иудейской пище» пишет что имеет ввиду Закон, когда объявляет ряд птиц нечистыми: запрещает есть в пищу хищную птицу коршуна, или орла, потому что «ненавидит грабителей, живущих за счет жестокого преступления», запрещает грифа, потому что «проклят, ищущий добычу в чужой смерти», запрещает употреблять в пищу ворона, потому что «проклинает нечистые и черные желания»., запрещает есть страуса, т.к. «изобличает неумеренность», сову – «ненавидит бегущих от света истины», лебедя – ненавидит «гордых с высокой шеей», цаплю – ненавидит «болтливую несдержанность языка», летучую мышь – ненавидит «ищущих мрак ошибки, похожий на ночь». «Итак, Закон проклинает в животных это и подобное этому, которое в них, однако, не преступно, так как в этом они рождены, но в человеке осуждено, так как противоположно природе и вытекает не из его устроения, но из его ошибок».
Как вы, наверное, уже заметили в Библии летучие мыши отнесены к птицам. Конечно же, летучие мыши не относятся к птицам, но еврейское слово, переводимое как "птица", означает "летающее существо" и имеет более широкое значение.
(составил Д.Ю.Гончаров).
Комментарии
Комментариев пока нет