Публикации

« Назад

Чистые и нечистые животные (часть 3) 30.09.2019 16:26

11 глава  Книги Левит освещает нам Божьи предписания в отношении нечистых животных, которых евреям было недопустимо употреблять в пищу. Бог использовал животных, разделив их на чистые и  нечистые, чтобы еще раз донести до израильского народа разницу между тем, что было свято, а что нечисто. «Чист» означает приемлемый для Бога, «нечист» означает неприемлемый для Бога. Духовный принцип удаления от скверны относится и к Божьему народу сегодня. Тот факт, что мы знаем Бога, должен изменять всё в нашей жизни. «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Бог не давал Своей Церкви перечня чистой и нечистой еды, но Он явил нам достаточно в Своем Слове, чтобы мы понимали, что Ему угодно, а что Его огорчает.

        Закон Моисеев таких интересных существ как заяц, тушканчик и верблюд объявляет нечистыми животными. Не ешьте, сказано в Писании, «верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас» (Лев.11:4-6). Какое назидание здесь заложено? Если посмотреть на верблюда, то мы увидим, что внешний вид у него весьма своеобразный: один или два горба, изогнутая шея…, т.е. выглядит он весьма ломано и извилисто. Это позволило христианским авторам сделать, например, такие выводы: Бог запретил употреблять в пищу верблюдов и велел считать их нечистыми, скорее всего потому, что на примере этого животного «осуждает жизнь безобразную и искаженную преступлениями» (Новациан «Об иудейской пище», IIIв.). Таким образом, внешний вид верблюда  должен был напоминать благочестивому еврею, как грех может искалечить человека. Известно также, что верблюд животное с характером и злопамятно. Говорят, что в Саудовской Аравии, к примеру, были зафиксированы случаи, когда верблюды мстили человеку за обиженных им членов своего стада; сообщается даже о случаях убийства верблюдом обидевшего его человека. Характер у верблюда вообще достаточно вредный: заставь его делать что-то против воли - получишь разъярённое, кусающееся, лягающееся, ревущее животное. К тому же верблюд если обидется, то может плюнуть в человека. Слюна верблюда  схожа со жвачкой. Она плотно прилипает к коже, и кроме того, имеет очень неприятный запах. Поэтому в христианские времена верблюд стал символом следующих характеристик человека: злопамятности, нелепости, гневливости, ну и двойственности человеческой натуры («жвачку отрыгает, но копыта его не раздвоены»). Так в русской рукописи XVIIIв. под названием «Слово о рассечении человеческого естества» написано, что «Вельбуд бо образом нелеп и со гневом родится. Сице и человек, аще нелеп есть обычаем и гневлив, неси человек, но вельбуд» (Верблюд имеет некрасивый вид и рождается гневливым. Так и человек, если некрасиво ведет себя и гневлив, то не человек он, а верблюд). На Руси была популярна притча «О временном сем веце». В одном из вариантов этой притчи фигурирует злой верблюд. По одной из версий притчи человек убегает от разъяренного верблюда и попадает в яму, из которой растет дерево с медом на вершине, но окруженное опасностями: на дне пропасти дракон, а корень древа беспрестанно грызут мыши. Дерево символизирует нашу жизнь, верблюд – смерть или старость, а мыши – день и ночь, укорачивающие время нашей жизни.

        Теперь поговорим о нечистых и омерзительных зайцах. Известно, что зайцы очень плодовиты, потомство может быть до 11 зайчат, и происходит это 2–3 раза в год. О плодовитости зайцев хорошо знали в Древнем мире. Так Геродот пишет: «На зайца охотятся все — звери, птицы и человек, и поэтому-то он весьма плодовит. Это единственное животное, которое после зачатия одного плода [сразу же] зачинает второй. Поэтому-то один детеныш у него уже во чреве матери покрыт шерстью, а другой еще голый, третий зародыш только что образуется, четвертого зайчиха еще зачинает. Таково это животное» (Геродот. III. 108). О сверхзачатии у зайчих пишет Аристотель: «Это животное сверхбеременеет, т.к. оно — не из крупных и родит многих. Оно — многопало, а многопалые — многородящи; кроме того, оно изобилует семенем» (Аристотель. О возникновении животных. IV. 5. 774). Византийский автор Тимофей из Газы в книге «О животных» (Vв.) пишет про зайцев, что «самка, рожая и одновременно имея в своем чреве другой [зародыш], снова беременеет и, более того, продолжает совокупляться». Все это наталкивает на мысль о том, что Закон Моисеев, запрещая есть зайцев, запрещает общаться с блудниками и прочими развратниками. Современная эмблематика эксплуатирует сексуальную символику зайца. Как  символ похоти, эту эмблему использует, в частности, известный американский журнал «Рlауboy». Любовно-брачная символика зайца ярко проявляется в славянском фольклоре. В свадебных величальных песнях жениха называют «заюшка беленький, горностаюшка резвенький». У русских Прикамья наряжались зайчиками на второй день свадьбы. В хороводных играх центральных губерний России «заинька» — жених, выбирающий себе невесту. Он становится в круг, и его просят поплясать, поскакать, свить венок, поцеловать девушку. В белорусской детской припевке старой бабе советуют выйти замуж за зайца. Мотив женитьбы зайца на кунице, на сове, на лисице отражен в белорусских и украинских сказках и шуточных песнях. Как животное, известное своей плодовитостью, заяц олицетворяет плодоносящую силу. Так у сербов заячья кровь служила средством от бесплодия, а заячьим жиром смазывали женские органы роженице для облегчения родов. У белорусов и болгар заячий помет давали курам, чтобы они лучше неслись. У украинцев и кашубов детям объясняли, что их приносит заяц. А лужичане верили, что если новобрачным во время их первого после свадьбы выезда из дома дорогу перебежит заяц, то их брак будет осчастливлен детьми (Александр Гура. О символике зайца у славян).

         Климент Александрийский (IIIв.) в «Педагоге» (Книга 3) благочестиво рассуждает: «Ближайшая цель супругов – это иметь детей, цель же высшая – иметь детей добрых (благочадие). И для земледельца забота о пропитании служит побуждением к посеву семян; целью же земледелия является снятие плодов. Но гораздо выше стоит земледелец, засевающий ниву одушевленную. Один обрабатывает поле, имея в виду получить преходящую пищу, другой, – имея в виду целость вселенной. Один насаждает для себя, другой насаждает и сеет из послушания Богу, изрекшему: «Размножайтесь» (Быт.1:28). Причем и то нужно иметь в виду, что человек, содействуя происхождению человека, становится образом Бога. Не всякая почва восприимчива для принятия семян; или если и всякая, по крайней мере, не для семян одного и того же земледельца. Не следует на каменистую почву сеять, ни тем менее злоупотреблять семенем, этим проводником и началом порождения, в котором дремлют его законы. Направлять же эти естественные законы вопреки разуму на пути противоестественные вообще крайне нечестиво. Послушайте, как уже Моисей, этот всемирный мудрец, некогда символически осудил соитие, совершенное не с целью зачатия. Он говорит: «Не ешь зайца и гиены». Он не желает, чтобы человек проникался их свойствами, ниже чтобы погрязал в их похотливости, потому что эти животные, стремясь к любовному соитию, одержимы бывают бешеной похотью. Равным образом запрещением употреблять в пищу мясо этого животного Моисей охраняет нас и от педерастии». 

      Далее Климент продолжает обличать геев и людей невоздержанных: «Даже похотливейшим из животных природа не позволяет извергать семя в выход для испражнений. Урина [моча] выделяется в мочевой пузырь, смоченная пища в желудок, слезы – в глаза, кровь – в вены, сера – в уши, слизь – в ноздри, и заднепроходная кишка служит общим проходом для экскрементов. Отсюда становится ясным и всеми должно быть признано, что уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими. Уже самим строением мужского тела природа указала, что оно устроено не для того, чтобы принимать в себя семя, но, чтоб его выбрасывать. Равным образом Моисей запретил употребление в пищу и мяса зайца. Он постоянно совокупляется и наскакивает, а самка его присаживается, ибо он из числа тех животных, которые наскакивают спина к спине. Зачинает же в течение одного месяца и до конца вынашивает плод; становится беременной и рожает. После того, как родит, тотчас оплодотворяется от какого угодно зайца, ибо ей никогда не хватает одного брака, и вновь зачинает, хотя еще и кормит. В матке зайчиха имеет две пазухи, ибо одной только пазухи ей недостаточно для того, чтобы принимать в себя семя самца. Отсюда происходит, что, когда в одной части уже развивается плод, другая часть ее матки томится от желания и горит от похоти; отсюда новое оплодотворение. Через эту аллегорию Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами, чередуя утехи с утехами, занимаясь любовью с мальчиками и изменяя супругам, и вообще внимать голосу похоти. Поэтому и открыто, без символического прикрытия, он дает такие заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), «не ложись с мужчиною, как с женщиной» (Лев. 18:22).

        Новациан (IIIв.) пишет, что Закон Моисеев запрещает есть зайца, потому что «осуждает мужчин, превратившихся в женщин». В Послании Варнавы (IIв.) сказано: «И зайца, – сказано, – не ешь». В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных» (10 глава). В византийском сборнике, принадлежащем перу Кассиана Баса (VI в.), есть следующая выписка о зайцах: «Говорят, что один и тот же заяц иногда бывает самцом, а иногда самкой, меняя свою природу. И что иногда оплодотворяет как самец, иногда рождает как самка» (Геопоники. XIX. 4). Эта же тема в X в. обсуждалась и арабскими авторами. Бузург ибн Шахрияр пишет, правда, с некоторым сомнением в достоверности рассказа путешественника: «[Мухаммад аль-Умани] сообщил мне, что на одном из островов Вак-вак есть животное, похожее на зайца; и самцы его и самки способны временно менять свой пол. Какой-то индус говорил моему собеседнику, будто жители Серендиба рассказывают то же самое, а я не знаю, что об этом и думать. Говорят, что и зайцы обладают тем же свойством. По-моему, это невозможно, а впрочем, Аллах лучше знает» (Чудеса Индии, с. 110). Ну а в отечественном «Слове о рассечении человеческого естества» про зайца сказано следующее: «заяц боязлив и даже своей тени боится. Так и человек, если боязлив чрезмерно, то не человек, а заяц».  Ввиду всего вышесказанного в Средневековой Руси зайчатину не ели,  такое мясо считалось скверным.

         Итак, нечисты верблюд, заяц и тушканчик (Лев.11:4-6). Про них свт.Кирилл Александрийский (Vв.) в «Слове о служении и поклонении в Духе и истине» (Книга 14) подытоживает: «В пример не раздвояющего копыта, но отрыгающего жвачку, берет верблюда, животное сильное и огромное; далее – зайца и тушканчика (хирогриля), животных, так сказать, самых маловидных из всех других, – крайностям, как я думаю, обняв в сокращении всех вообще и ничего не опустив из находящегося в средине; ибо это подобно тому, как если бы было сказано: от весьма высокого и высочайшего и до малого и самонижайшего всякий таковый мерзок и нечист. «Ибо нет лицеприятия у Бога», согласно написанному (Рим 2, 11); но если б кто был и велик, и высокомерен, богатством и мирскою славою вознесен на высоту, то и он бесславный непочетный жребий получит, как скоро подлежит обвинению в порочности; если б, с другой стороны, кто был мал, живя в нищете и бесславии, – также осужден за нечистоту, если не может похвалиться добродетельным нравом, и никто не должен считать унижение основанием к тому, чтобы быть помилованным от Праведного Судии, не имея благолепия в делах очевидно, сообразных с благочестием и добродетелью. Итак, верблюд, заяц и тушканчик служат ясным образом великого и малого». 

 

        (составил Д.Ю.Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика