Публикации

« Назад

Чистые и нечистые животные (часть 2) 25.09.2019 17:14

Свт.Кирилл Александрийский говорит: «Закон [Моисеев] отнюдь не считает нечистым что-либо из существующего, а признает, что «для чистых все чисто» (Тит. 1:15); но весьма разумно, применяя естественные свойства каждого животного к качествам нравов человеческих, приносит немалую пользу…Итак, надобно с уменьем переносить то, что по природе присуще некоторым из бессловесных животных, на качество нравов, так как каждое из них, можно сказать, как бы изображает в себе нрав какого-либо человека и обозначает, какими обладает он свойствами. Так разве не обвыкли и мы людей чрезвычайно пылких и сильных, и смелостью превосходящих других называть вепрями, или львами, или именем какого-либо другого из таковых животных, а людей кротких и спокойных и имеющих уступчивый характер называть овцами и голубями» (О поклонении и служении в Духе и истине, книга 14).

 

     «Из всех [животных], которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья [плавники] и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев [плавников] и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев.11:9-11). Под животными, которые в воде, Писание здесь подразумевает не только рыб, но и других водных обитателей. Итак, существует два признака чистоты морских животных: наличие плавников и чешуи. Свт.Григорий Двоеслов в Беседе 31 на Евангелие говорит, почему можно есть только тех рыб, которые имеют плавники и чешую: «потому что рыбы, имеющие чешуйчатые перья, обыкновенно делают скачки и над водою. Итак, что предобразуется крылатыми рыбами, если не избранные души? Подлинно они только переходят в состав Церкви Небесной; только опершись на перышки добродетелей, они умеют делать скачки желанием Небесного, чтобы созерцанием стремиться к Вышнему, хотя и опять возвращаются сами в себя по причине смертного тела».

       Сравнение людей с рыбами неслучайно, ведь наша суматошная жизнь сродни бушующему морю, по которому носятся люди словно рыбы. Свт.Кирилл Александрийский говорит: «Прекрасно изображая нам суматоху жизни сей, псалмопевец поет: «Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими» (Пс.103, 25); рыбам весьма легко можно уподобить тех, которые без всякой пользы носятся туда и сюда и только то приобретают, что делает их плотскими и подвергает суетным трудам». «Все те из водных животных, которые Зиждителем всего мудро созданы в виде рыб, взмахами перьев как бы веслами всегда рассекая воду, делают весьма сильное и весьма быстрое движение, куда бы ни захотели, и когда луч солнца испускает теплоту на поверхность вод, выплывают наверх и едва не осмеливаются выпрыгнуть из самых вод, не желая всегда пребывать внизу; легко уходят также и от сетей ловцов. Которые же из них не в чешуе и перьях, а в жестких покровах и облечены природным панцирем, те менее всего знают высоту, уходят всегда в глубь, в траву и охотно пребывают в самых тинистых местах. Они притом вялы и удоболовимы, и раз увидевшими их без труда могут быть пойманы». Таким образом, свт.Кирилл тех людей, которые несмотря на то, что плоть тянет в грех, тем не менее стремятся  ввысь к небесам сравнивает с чистыми рыбами, имеющими чешую и перья-плавники – они «весьма часто всплывают также и на высоту, ибо не всегда обращают взор к низкому, но помышляют и о высшем, и быстро убегают от хотящих уловить их на погибель. Это, можно сказать, значит пользоваться как бы мысленными перьями и делать сильное движение духа».

         А вот неисправимых грешников свт.Кирилл сравнивает с нечистыми рыбами, не имеющими чешуи и плавников, оттого предпочитающих уходить в водную глубь: «Некоторые же грешат безбоязненно, вполне предаваясь наглой как бы и неприкровенной порочности, и о них прекрасно может быть сказано, что их «слава их – в сраме» (Флп.3: 19); ибо они всегда устремлены к нечистоте, и, валяясь в самой глубокой грязи, поистине суть гады или другое что близкое к сему. Таковые во всех отношениях вялы и удобоуловимы, рабствуя самым гнусным удовольствиям. Разве не таковая жизнь людей потерянных? Ибо распутные женщины или блудницы, а также самый постыдный и нечистый род женоподобных, равно и те, которые отличаются на сценах, у которых плотское сладострастие ненасытимо и которым любезно блуждание в нечистом идолослужении, проводят жизнь поистине проклятую и доходящую до постыднейшего осквернения. Итак, Закон чистыми почитает тех, которые хотя недугуют человеческими слабостями, однако еще не совсем развратились, напротив выплывают как бы на поверхность, не успокоились на одном земном, но помышляют и о горнем, и как бы разделены между Богом и миром. Нечистыми же почитает тех, которые всячески стремятся непрестанно и делать и мыслить плотское и мирское, и при этом теряют всякий стыд, привыкая нагло и открыто безобразничать». Нечистые виды рыб нельзя употреблять в пищу, так и от закоренелых грешников надо удаляться: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притч. 13, 21). Пишет также и апостол Павел: «называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5: 11).

         Примеры чистых рыб: карп, щука, тунец, форель, камбала, лосось, скумбрия. Примеры нечистых рыб: сом, акула, осетр, ставрида, угорь. Нечистыми также являются такие морские обитатели как, осьминоги, креветки, крабы, лобстеры, устрицы и мидии, а также водные млекопитающие: киты и дельфины, ибо сказано «все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас» (Лев.11:10).

          Теперь поговорим, о наиболее ярком и характерном нечистом животном – свинье. Как мы уже говорили, запрет на нечистых животных был предназначен, чтобы предостеречь народ от плохих качеств, которыми обладали эти животные. Мы не должны жить по-свински, т.е. быть грязными и валяться в грязи, как свиньи, как и не должны быть пугливыми и малодушными, как зайцы; пусть ни один человек в чести не превращается в тварей, которые умирают (Пс.48:21). Закон запрещал не только есть их, но и прикасаться к ним, ибо тот, кто хочет удержаться от любого греха, должен стараться избегать всех искушений к нему, всего, что похоже на него или ведет к нему. Климент Александрийский в «Педагоге» пишет: «Божественная премудрость называет через Моисея общение с дурными людьми свинством, почему она и запретила древнему народу употребление свинины в пищу, показывая этим, что для признающих Бога недозволительно вращаться между людьми нечестивыми, которые, подобно свиньям, предаются плотским желаниям, принимают нечистые, страсти питающие кушанья и, возбуждая чувственный зуд, со злой радостью предаются служению Афродите» (Книга третья). В «Строматах» Климент Александрийский пишет: «Нам кажется, что Законодатель и иным образом учит нас различать три вида греха. Словесные оскорбления символизируют немые рыбы. Действительно, случается, что молчание предпочтительнее слов. Греховные деяния символизируют плотоядные и хищные птицы [которые также нечисты] Наконец, именно свинья чувствует себя хорошо в грязи и нечистотах, что указывает на то, что нам «не следует иметь оскверненную совесть» (1Кор.8:7). «Божественный закон, не оставляя в стороне ни одну из добродетелей, особенно призывает к воздержности, служащей основанием и для всех остальных. Он наставляет нас в науке воздержания, начиная с запрета на употребление в пищу мяса некоторых животных, особенно тучных, например, свиней, отягченных жиром. Ведь такая пища прилична тем, кто находит отраду лишь в застольных наслаждениях. Говорят, что один из философов выводил слово свинья (ΰς) из выражения приносить в жертву (θΰς), поскольку это животное годно лишь для жертвы и на заклание. И действительно, жизнь ему как будто затем только и дана, чтобы утучнять свое тело. С этой же целью закон запрещает употребление рыб, не имеющих плавников и чешуи, ибо мясо именно этого рода рыб особенно жирно» (Книга 2).

        В Послании Варнавы в 10 главе сказано: «итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле. Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает». Интересная мысль есть у Новациана (IIIв.), который известен тем, что хотел незаконно занять трон папы римского Корнелия, а также тем, что запрещал принимать в лоно Церкви раскаявшихся вероотступников. В своей книге «Об иудейской пище» он пишет, что имеет ввиду Закон, когда запрещает есть свиное мясо: «осуждает в любом случае грязную и ничтожную и радующуюся грязным порокам жизнь, считающую, что добро не в благородстве души, но лишь в мясе».

             Свинья известна тем, что не может поднять голову достаточно, чтобы посмотреть в небо. Это связано с анатомическими особенностями строения ее позвоночника. У свиней отсутствует "выйная  связка, которая отвечает в строении мышечно-связочного аппарата за поднятие головы вверх. Среди пословиц у русского народа, собранных В.И. Далем, была и такая: "Досталось свинье на небо взглянуть" или "Где свинье на небо глядеть!" Смысл таких пословиц - чья-та похвальба совершенно беспочвенная, то, чего быть не может ни при каких обстоятельствах. Свт.Кирилл Александрийский говорит, что хоть у свиньи и раздвоенные копыта (признак чистого животного), но жвачку она не отрыгивает (признак нечистоты), поэтому «недействительна и бесполезна похвала делами без слова сообразного с благочестием; ибо как «вера без дел мертва есть» (Иак.2, 20), так и наоборот – мертво совершенно благоукрашение и честность в делах, если при этом нет богопознания и слово, сообразное с благочестием, не вселилось в душах наших, но будучи низкою, душа наша склонилась к земле и как бы боится поднять взор вверх. Не мало найдем мы пораженных таким недугом; они хотя ведут иногда жизнь и честную и чистую, однако не познав Того, Который есть истинный по естеству Бог, только к земному, так сказать, пригвождают взор ума своего» (О поклонении и служении в Духе и истине, книга 14).

         Вспомним, наконец, что когда Иисус изгнал демонов из двух бесноватых в стране Гергесинской, то нечистые духи попросились вселиться именно в нечистых животных – свиней: «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф.8:30-32). Свт.Хроматий Аквилейский говорит по этому поводу: «Свиньи, в которых вошли демоны, являют собой образ нечистых и неверующих людей, которые, пасясь у моря, т.е. живя с мирскими грехами, предоставляют достойное жилище бесам. Итак, их, охваченных подобным морем, то есть глубиной заблуждения, душат разные демоны - греховные желания» (Трактат на Евангелие от Матфея)

 

 

        (составил Д.Ю.Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика