Публикации

« Назад

Чистые и нечистые животные 17.09.2019 18:42

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев.11:1-8). Какой смысл в этих запретах? Этими запретами Бог хотел научить Свой народ отличаться от других народов не только своим религиозным поклонением, но и образом жизни. Так Он хотел показать евреям, что они не должны быть причислены к другим народам, у которых нет подобных классификаций на чистых и нечистых животных. Благодаря особой диете евреи удерживались от близкого общения со своими соседями-идолопоклонниками и могли быть прообразом Божьего духовного Израиля (т.е. христиан), который не только в этих малых вещах, но в характере своего духа и в образе своей жизни руководствовался благоразумной специфичностью и не сообразовывался с веком сим. 

       Итак, мы видим, что к сухопутным животным  предъявлялись два требования: чтобы животное жевало жвачку и чтобы у него были раздвоены копыта. Животное, обладавшее только одной из этих особенностей, считалось нечистым и не должно было употребляться в пищу. В духовном смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву (т.к. за грех надо было, по справедливости, убить самого грешника).

      Эти удивительные ветхозаветные заповеди в своем буквальном значении для нас христиан Нового Завета потеряли свою силу (ибо сказано: «для чистых все чисто» Тит 1:15), но они не потеряли духовной силы. Сказано в Писании, что «закон духовен» (Рим.7:14), и все, что было в Ветхом Законе – это «образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они [евреи] были похотливы» (1Кор.10:6). Итак, чему же могут нас может научить заповеди о чистых и нечистых животных? Два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) парнокопытность – «на копытах глубокий разрез» и 2) жвачность животного. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, например, верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику и зайцу; второй признак отсутствовал, например, у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным. Климент Александрийский в Строматах (Кн.7, XVIII) пишет, что парнокопытные особенно устойчивы благодаря своим раздвоенным копытам, поэтому особую устойчивость праведникам дает то, что они изучают Слово Божие «день и ночь» (Пс.1:2), а то, что они изучили, они хранят в своей душе и постоянно размышляют над этим – это есть жвачка чистых животных. Животные жвачные, но не парнокопытные, символизируют большинство иудеев, которые, произнося слово Господне, веры в Сына Божия не имеют. Не имея двойной опоры, которую дает христианская вера, они легко спотыкаются, подобно животным, лишенным раздвоенного копыта. С другой стороны, нечисты и те животные, которые, имея раздвоенные копыта, не жуют жвачку. Такие животные символизируют еретиков, которые хоть и верят, в отличие от иудеев, в Отца и Сына, но, тем не менее, оказываются неспособными усваивать и разжевывать ясные слова Писания, поэтому они искажают библейское учение.

     Иудеи могли употреблять в пищу парнокопытное животное, которое жует жвачку. Жвачные животные растительную пищу практически не пережевывают, а быстро проглатывают. Пища попадает в первый отдел желудка, в котором находится некоторое время и набухает. Затем она отрыгивается в ротовую полость, и животные ее тщательно пережевывают. Пережевывание часто происходит во время отдыха и в укромных местах, где животных никто не беспокоит и нет опасности появления хищников. В 10 главе Послания Варнавы (II в.) сказано: «Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? – Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем». Парнокопытные жвачные животные предназначены в пищу и ими евреи не гнушались. Это значит, что необходимо «прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века. Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей».

          Поэтому нам надо постоянно изучать Святое Писание, не просто читать, а изучать, ведь Господь Иисус Христос не сказал просто читать Писание, но сказал «исследуйте Писание» (Ин.5:39). Исследовав Слово Божие, надо постоянно держать его в памяти и отрыгивать его из внутренних хранилищ души, чтобы размышлять над ним и вести беседы на библейские темы с другими христианами. Свт.Григорий Двоеслов говорит: «О как дивна глубина глаголов Божиих! Чрез чтение мы срываем самые зеленые травы мыслей; а чрез обсуждение их пережевываем» (Беседа пятая на пророка Иезекииля).

          Блаж.Феодорит Кирский пишет, что раздвоенное копыто означает умение различать добрые дела от плохих поступков, также означает жизнь христиан не только в сём веке, но и в будущем, ведь христиане должны быть одной ногой на земле, а другой уже в небе, т.е. надо стараться всего себя посвящать небесным духовным делам, а из земных дел, например в заботе о теле, оставить только необходимые. А отрыгивание и пережевывание жвачки означает поучение в Божественных словесах. «Ибо как овца и подобные ей животные непрестанно пережевывают пищу, так рачительный и боголюбивый взывает Богу всяческих: «как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118:97). Феодорит пишет, что как среди животных есть одновременно парнокопытные и пережевывающие пищу, есть парнокопытные, но не жвачные, есть которые только пережевывают жевачку, но не имеют раздвоенных копыт, а есть те которые не имеют ни того, ни другого, «так и между людьми можно находить и совершенных, которые любят поучаться Божественным словесам и рачительно преспевают в добродетели, и несовершенных, которые языком произносят словеса Божественные, но неспособны раздвоять копыт и уподобляются верблюду; некоторые же не вкусили еще благочестия и не приступили к Божественным словесам, но заботятся о достохвальных делах, а некие и вовсе веры не имеют и лишены всякого доброго дела» (Толкование на Книгу Левит, Вопрос 11).

       Прп.Ефрем Сирин, положив в основание 11 главу Книги Левит пишет, что если ты приносишь покаяние Господу, то делай это всецело, а не вполовину: «перестал ты умерщвлять людей – удерживай и язык от клеветы, от злословия, от сплетней; приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства» и т.п. «Если не всецело приносишь покаяние, то вполовину делаешься праведным. Свинье никакой нет пользы быть вполовину чистою, то есть иметь раздвоенные копыта, ибо сим теряется вся чистота. И ты, если несовершенно обратишься, будешь подобен свинье и зайцу, ибо и заяц, будучи чист вполовину, весь нечист. Заяц отрыгает жвачку, но не имеет раздвоенных копыт; а свинья имеет раздвоенные копыта, но не отрыгает жвачки; а потому тот и другая нечисты. Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф.7:6), и тем показывает, что вполовину приближающиеся к Нему подобны свиньям, а возвращающиеся на грех подобны псам, у которых в обычае снова пожирать свою блевотину» (О покаянии).

       Свт.Кирилл Александрийский в 13 Книге «О поклонении и служении в Духе и истине» говорит, что раздвоенное копыто означает, что мы должны идти «путем добродетели в отношении к нам самим, и путем добродетели в отношении к другим». Добродетель по отношению к себе – это когда мы «для себя самих делаем что-либо доброе, отсекая, например, непристойные и порочные удовольствия, умерщвляя «земные члены» (Кол. 3: 5), приводя дух в состояние кротости, заботясь о нищете духовной, имея чистый и непомраченный, насколько возможно, ум». Добродетели по отношению к другим – это когда мы «неприязненно оскорбившим нас оказываем незлобие, страждущим подаем помощь, утешаем огорченных, заблудившимся по неведению обращаем на путь правый и руководя к лучшему, удовлетворяем нуждающихся». «Итак, кто умеет право и разумно шествовать тем и другим путем, кто может приносить пользу и себе и другим, тот делает сердце свое как бы каким вместилищем и жилищем помышлений о Боге, постоянно как бы приводит во всестороннее движение в себе мысли о Божественных догматах и чрез это частое и разумное исследование утончает некоторым образом его столь тщательно усвоенные мысли: тот совершенно подобен будет животному, жующему жвачку, пищу находящуюся в утробе всегда отрыгающему и доводящему до зубов, чтобы она, еще раз измельчившись, хорошо переварилась и пошла на пользу».

        Тем христианам, которые преуспевают в святости и любви к ближним, а также постоянно размышляющим о Слове Божьем, мы должны соревновать, т.е. как бы вкушать это чистое животное и приобщаться его достижениям. Свт.Кирилл об этом говорит так: «да если бы и другой кто-либо сделался причастным таковому [человеку] чрез научение, и, так сказать, поядал слова его, сделался подражателем (его), решился соревновать столь отличному и избранному мужу: то будет нескверен и чист; потому что будет жить вместе с чистым, и свой собственный образ жизни тотчас явит как бы отображением его мудрости и полезного знания. Вот что, думаю, значит, что нам должно вкушать от всякого животного, от природы разделяющего ногу на два копыта и отрыгающего жвачку. Ибо чисты таковые животные, говорит закон, по сейчас указанной причине».

        Также свт.Кирилл говорит по Писанию, что свинья – «животное нечистое, потому что хотя она и раздвояет копыто, но еще неспособна по природе пережевывать пищу, то есть отрыгать жвачку, показывая этим, что недействительна и бесполезна похвала делами без слова сообразного с благочестием; ибо как «вера без дел мертва есть» (Иак.2, 20), так и наоборот – мертво совершенно благоукрашение и честность в делах, если при этом нет богопознания и слово, сообразное с благочестием, не вселилось в душах наших, но будучи низкою, душа наша склонилась к земле и как бы боится поднять взор вверх. Не мало найдем мы пораженных таким недугом; они хотя ведут иногда жизнь и честную и чистую, однако не познав Того, Который есть истинный по естеству Бог, только к земному, так сказать, пригвождают взор ума своего. И таковый также нечист; ибо никто «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться», по написанному (2Тим. 2, 5).

         В следующий раз мы продолжим разбор чистых и нечистых животных, чтобы уметь извлекать из этого духовную пользу.

 

        (составил Д.Ю.Гончаров).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика