Публикации

« Назад

Чем греческое богослужение отличается от нашего 05.09.2018 13:05

Были мы в городе Айос-Николаос (Святой Николай). Мы побывали в этом в городе во многих церквях, а на богослуженим молились в церкви свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, церкви Благовещения и церкви прп.Антония. Вечером, накануне воскресения, всенощных бдений не совершалось: служилась только вечерня продолжительностью полчаса, а воскресным утром с 7 часов до 9.30 служилась утреня с Божественной Литургией.

         В греческих храмах  в отличие от русских во время богослужения прихожане сидят – весь храм заставлен стасидиями (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Прихожане встают со стасидий лишь во время особо важных моментах за богослужением. Для женщин покрытие головы не требуется. В одном из храмов Татьяне, когда она зашла в храм в шляпке от солнца, служитель даже сказал снять ее. Женщины свободно приходят в храм молиться в брючках, в т.ч. те, которые поют на клиросе. В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это одноголосое пение, существенно отличающееся от привычных современных распевов русских храмов. Поют, в основном, мужские голоса. Однако, на службе в храме св.Антония во время архиерейского богослужения пели два смешанных – мужских и женских – хора с двух клиросов, а в одном из храмов на вечерне пели вовсе одни бабушки.

        В Греции не все священники могут принимать исповедь! Возможность исповедовать не является неотъемлемой чертой священства как такового, но особо даруется епископом наиболее опытному и старому священнику в приходе или монастыре. В России священнику при рукоположении дается наперсный крест, в Греческой же церкви сам факт ношения наперсного креста является церковной наградой, поэтому обычные греческие священники наперсный крест не носят. Более того, в Греции, в отличие от России, не сформировалась традиция носить даже нательный крестик. В Русской Церкви нательный крестик надевается на шею человека во время Таинства Крещения и носится потом всю оставшуюся жизнь. Но если внимательно посмотреть текст чина Крещения, там вы не найдете никакого упоминания о том, что на шею крестившегося нужно повесить крест. Это благочестивый обычай, появившийся у нас сразу после Крещения Руси. Ношение нательного креста стало у нас видимым выражением слов Христа – «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16.24). Но была и политическая причина. Язычество на Руси жило еще несколько веков после события Крещения, несмотря на гонения, которые на него устраивала тогдашняя власть. Ношение нательного креста было показателем – принял человек крещение или нет. В Греции, которая стала христианской страной значительно раньше России, ситуация была несколько иной. Практически все первые христиане в Греции прошли через языческие гонения. Многим из них римские власти выжигали крест на груди в качестве наказания за верность Христу и нежелание признавать императора богом. Потом, когда гонения стали менее суровыми, греческие христиане стали подражать первым мученикам и начали делать себе татуировки на груди в виде крестов. Носить крест на шее они опасались – язычники могли сорвать его и осквернить. Традиция делать крестовую татуировку существовала недолго, и в немного измененном виде сохранилась только у коптов. Эти египетские христиане, которые в общении с Православными Церквами не состоят, до сих делают себе татуировку в виде креста на правой руке. Греки же, отказавшись от изображения креста на груди, так и не приняли традицию носить крест на шее. Православные греки рассуждают так – во время крещения их, как и всех православных, крестообразно помазывали святым миром. С этого момента они несут на себе духовный крест, печать благодати, видимого подтверждения для него не требуется. Таким образом, наша и греческая традиции друг другу не противоречат и позволяют под разным углом взглянуть на подвиг христианской жизни.

        На греческой вечерне мы присутствовали дважды и оба раза «Свете тихий» не пелось, а прочитывалось. На утрене во время целования Евангелия помазания не было. Интересно, что перед началом пения Великого славословия и возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», батюшка открыл шторку на окне, расположенном в  алтаре, через которое стали проникать лучи утреннего солнца. На архиерейском богослужения в храме св.Антония мне запомнилось, что во время пения Песни Богородицы «Величит душа моя Господа», архиерей сам лично сольно пел припев «честнейшую херувим, и славнейшую без сравнения серафим…», а хор пел стихи этой песни.

         Теперь перейдем к особенностям греческой Литургии. Интересной особенностью греков является то, что во время проскомидии во время вынимания частиц из девятичинной просфоры греки, среди девяти чинов святых, воспоминаемых при вынимании частиц из просфор, на первое место, перед святым Иоанном Предтечей, ставят Архангелов Михаила и Гавриила, а также все пренебесные бесплотные силы, т. е. ангелов. Русские же совершенно не поминают ангелов на проскомидии и начинают сразу со святого Иоанна Предтечи. В Греции в приходских храмах псалмы 102 («Благослови, душе моя, Господа») и 145 («Хвали, душе моя, Господа»), также как и следующие за ними Заповеди Блаженства, заменили краткими обращениями ко Христу или Богоматери, на манер наших праздничных антифонов, которые у нас исполняются во время Господских двунадесятых праздников. После чтений из Апостола и Евангелия у греков сразу Херувимская песнь. Ектеньи: Рцем вси… нет. Также отсутствует ектения об оглашенных. Во время Херувимской песни во время Великого входа священнослужители со Святыми Дарами обходят весь храм (а у нас они шествуют только по солее у алтаря). Такой обход всего храма со Святыми Дарами был и в древности. Это означает, что Бескровная Жертва приносится от лица всех молящихся, а не только, как можно подумать, священников. Во время евхаристического канона когда священнослужитель возглашает «Благодарим Господа», у греков хор отвечает только словами «Достойно и праведно», а у нас в России хор поет целое учение о Святой Троице «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

      Особенность евхаристического канона Литургии святого Иоанна Златоуста заключается у русских в том, что во время пения хором «Тебе поем, Тебе благодарим, Тебе благословим…» батюшка трижды говорит тропарь Духу Святому, взятый из шестого часа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся» и дополняет стихами из 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и т.д. В соверменном греческой Литургии этого нет. Символ веры и «Отче наш» у греков читаются, но никогда не поются. Изначально было положено, чтобы эти молитвы читал уважаемый, но уже не служащий епископ или священник, либо наиболее уважаемый из прихожан этого храма. Но сейчас молитвы эти читаются не самым старым или уважаемым из присутствующих, а наоборот, мальчиком или девочкой или же читаются всеми присутствующими вместе. Мы сами стали свидетелями, как на одной из Литургий эти молитвы дали читать молодому парню из России (он изучает греческий язык в Греции по взаимообмену студентами), а на другой Литургии эти молитвы дали прочитать маленькой девочке.

     Когда диакон выходит с чашей из царских врат и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», то у современных греков он добавляет: «и любовию». Практика русской церкви, предписывающая мирянам прикладываться ко святой чаше после причащения, отсутствует в греческом благочестии: оно видит в этой практике присвоение мирянами того, что принадлежит исключительно священнослужителям: касаться священных сосудов, поэтому после причастия к чаше не прикладываются. Исповеди перед причастием у греков нет. «Криминала» в этом никакого нет, т.к. Таинства Исповеди и Причастия между собой напрямую не связаны. Но в Греции кто желает, может при подготовке к причастию исповедаться. В отличие от Русской Церкви в Греческой наравне со священником стоять с Чашей и причащать мирян может диакон. После Литургии у греков нет целования креста. Но все подходят к священнику, сложив руки лодочкой, и он вкладывает в них частицу - антидор. У нас антидор - крошка или маленький кусочек. Здесь антидор - остатки большого хлеба, из которого был вырезан Агнец. Каждая частица величиной со спичечный коробок.

В греческом богослужении есть много  других отличий,  но место для текста уже заканчивается. Кстати,  на Афоне и других греческих монастырях свои богослужебные особенности  и отличия.

(Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика