Публикации

« Назад

Брендан Мореплаватель 29.05.2018 16:43

Кельты населявшие древнюю Ирландию мирно принимают христианство из рук миссионеров в Vв. Ирландия не стала страной, где христианство насаждалось мечами солдат и указами императоров. Она не дала и своих мучеников за Христа в привычном понимании. Поэтому в Ирландии сложилось свое оригинальное представление о мученичестве. Имея представление о традиционном, т.н. «красном» мученичестве, когда христианин проливает свою кровь за Спасителя, кельты активно практиковали «зеленое» мученичество – уединение ради спасения души, отшельничество среди лугов и лесов; а также «белое» мученичество, которое означало расставание с родиной ради Христа. Для обозначения тоски по дому существовало специальное слово - хираэтх (Hiraeth). Из-за глубокой любви к семье такая разлука воспринималась особо остро. Кельтский христианин понимал жизнь как дорогу, по которой христианин должен странствовать, словно он гость в этом мире. Кельтские монахи избирали часто именно такой страннический образ жизни. При этом самоизгнание у них соединялась с чувством необходимости во время своего путешествия обращать язычников. В такие вот миссионерские и пастырские путешествия отправлялся и св.Брендан. Кельтское миссионерство - осмысленное странничество, начинающееся в Ирландии и завершающееся в Небесном Иерусалиме. Огромное количество кельтских монахов отправлялось путешествовать, при этом посещая святые места, основывая монастыри и обращая язычников. Специалист по средневековью Ж. Ле Гофф подсчитал, что за 200 лет Ирландия «экспортировала» около 115-ти святых мужей в Германию, 45 - во Францию, 44 - в Британию, 36 - на территорию современной Бельгии, 25 - в Шотландию и 13 - в Италию. Одним из таких странников был прп.Брендан, только он отправился не пешком, а на корабле, при чем на поиски Рая.

       В Средние века было совсем другое представление о времени и пространстве, нежели сейчас. Сутки делились не на равновеликие часы, а на дневные и ночные, при чем в летнее время дневные часы оказывались длиннее ночных. Зимой наоборот. Монахи считали время по числу прочитанных ими страниц святых книг и по количеству пропетых ими псалмов. Для каждого часа имелись свои молитвы (об этом мы имеем частичное представление по службам 1, 3, 6, 9 часов, или, например, 24 молитв Златоуста по числу часов дня и ночи из вечернего правила), население ориентировалось по звону колоколов. Пространство имело не только линейные координаты, но и сакральные (священные) характеристики. Материальное и духовное в сознании средневекового человека были тесно переплетены. Например, Иерусалим считался центром земли, в реке Иордан можно было с себя смыть все грехи, Святая Земля (Палестина) ближе к Царству Небесному, нежели другая точка на Земле. Паломнический путь на Святую Землю воспринимался как нравственное, духовное движение от греха к спасению. Будущее находится на востоке, потому входя в храм и двигаясь к алтарю, мы движемся к спасению, которое предстоит нам в будущем. Когда наступало Рождество, средневековый христианин верил, что оно происходит прямо сейчас, а на Пасху Христос каждый год умирает и воскресает. Религиозный праздник это не воспоминание, а повторение его событий здесь и сейчас. Такое представление о пространстве и времени свойственно в определенной степени и современным православным христианам. Митрополит Каллист (Уэр) рассказывал: «Один шотландский садовник встретил человека, который только что приехал с Айоны (остров рядом с Шотландией, где жили древние подвижники). Он сказал: «Там очень тонко». Собеседник не понял, и тот объяснил: «Вот - Айона, а вот – Господь», - именно так воспринимает тварный мир Православие» (Митр.Каллист (Уэр), «О Льюисе»).

      Также в те древние времена считалось, что Рай также находится где-то на земле («и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Быт.2.8), или на где-то на острове в океане. В древнерусском сочинении «Послание о Рае» новгородского епископа Василия, говорится, в частности о том, что  новгородцы достигали земного Рая на Востоке, увидев перед этим место адских мучений на Западе. Вот на поиски такой «Земли обетованной святым», т.е. Рая, и отправился св.Брендан с небольшой братией. История начинается с того, что в монастырь, где жил св.Брендан, пришел его старый друг и учитель по имени Баринтус и рассказал, что однажды, путешествуя, он достиг «Земли, обетованной святым», которая «с первых дней Творения Мира осталась неизменной». Земля там была усыпана драгоценными камнями, вокруг росли деревья с бесчисленными плодами на ветвях и «казалось, что мир состоит из воздуха, цветов и запаха яблок». Однако, спустя некоторое время им явился человек, «словно весь окруженный сиянием» и сказал, что им нужно возвращаться. Св.Брендан был настолько поражен рассказом Баринтуса, что решил во что бы то ни стало посетить это место. Во время плавания происходит множество чудес, фактически св.Брендан с братией плывет от чуда к чуду, и из каждого чуда они извлекают духовное назидание. Да и вообще Средние века на всё смотрели с точки зрения Вечности, стремясь извлечь для себя духовный урок из явлений окружающего мира. Приведем пару эпизодов из удивительного плавания св.Брендана.

    Из эпизода 4:

«До острова гребли несколько часов кряду без отдыха. Недалеко от берега началось мелководье. Монахи спрыгнули в воду и за канат подтянули коракл (название парусной кельтской лодки). Остров оказался каменистым и голым. У берега совсем не было песка. Лишь несколько одиноких деревьев увидели перегрины (т.е. паломники). Приближалось время праздничной службы. Светлую Заутреню братия совершали все вместе и так вдохновенно, что казалось, будто они в храме, а не под открытым небом. Литургию же св.Брендан повелел каждому служить отдельно, а сам уединился для этого на судне. Уже около полудни он знал, что за остров они посетили, но не хотел преждевременно пугать спутников. После Божественной Литургии монахи выгрузили на берег часть припасов, сложили костры и в больших котлах начали варить мясо и рыбу. Когда всё было готово, игумен, не покидавший коракл, сказал: «Садитесь, обедайте». Братия расположились возле костров и только принялись за трапезу, как вдруг остров закачался. Словно волна, он поднимался, опускался и стал отходить от коракла. «Отец игумен! - закричали иноки. - Что происходит с нами?!» «Не бойтесь, - ответил Брендан, - не бойтесь и молитесь. Соберите еду и спешите ко мне». По мелководью перегрины добрались до судна, а игумен бросил верёвку и успел каждого поднять на борт. Остров же всё удалялся и удалялся. На расстоянии двух миль ещё можно было различить пламя пасхальных костров. «Вы удивлены?» - спросил преподобный монахов. «Удивлены?! - воскликнули те. - Да мы чуть не умерли от страха, не успев даже удивиться». «Не надо бояться, дети мои, - сказал игумен, - прошлой ночью, в видении мне было открыто, что это за остров. Вы нашли самое большое морское существо из сотворённых Богом. Имя ему Якониус (от ирл. «иаск» (iasc ) - рыба). Господь не случайно позволил нам праздновать Пасху на спине животного. Чем больше мы видим Его чудес, тем сильнее вера; чем сильнее вера, тем больше мы боимся оскорбить и прогневать Творца».

     Эпизод 9:

    «40 дней при хорошем восточным ветре они плыли, пока не попали в абсолютный штиль. Море казалось сонным и безжизненным. Ни рыб, ни птиц не было видно. Беспричинный страх закрался в сердца монахов. Им вдруг показалось, что какая-то страшная опасность притаилась совсем рядом. Предчувствия вскоре оправдались. Команда увидела гигантское чудовище с головой змея, неуклонно преследовавшее коракл. Оно было ещё далеко, но двигалось с невероятной скоростью, оставляя за собой пенистые буруны и выбрасывая фонтаны воды из ноздрей. Жуткая тварь собиралась напасть и погубить мореплавателей. «Боже, спаси нас! - в ужасе закричали иноки. - Не дай зверю поглотить Твоих детей!» Существо между тем приближалось. Уже виднелись его зубы, способные обратить в панику тысячу человек. Оно ревело, как 15 буйволов. Волны стали штормовыми. Видя, что команда в панике, св.Брендан воскликнул: «Братья, да не поколеблет сомнение вашу душу, иначе Господь накажет за это. Остерегайтесь, чтобы из-за глупого страха перед чудовищем вы не потеряли Самого Бога и не лишились Его помощи. Помните: тот, кого ведёт Спаситель, не должен никого и ничего бояться». Сказав так, преподобный воздел рукик небесам и стал молиться: «Боже, избави рабов Твоих, какТы избавил Давида от Голиафа; спаси нас, как Ты спас пророкаИону из чрева кита».Не успел он закончить, все увидели другое чудовище, приближающееся с Запада. Изрыгая огонь из пасти, оно мчалось за судном. Первый зверь, обнаружив соперника, развернулся, и между ними началась схватка. Головы на змеиных шеях сплелись. Зубами и шипами жуткие существа терзали друг друга. Плавники и хвосты превратились в щиты. Вода окрасилась кровью. Наконец, второй зверь победил и, разорвав соперника на три части, уплыл в ту сторону, из которой появился. Ещё раз монахи убедились, как заботится Господь о тех, кто уповает на Него. «Чтобы служить такому милосердному Богу, - сказал Брендан, - можно оставить всё суетное и земное». На следующий день путешественники подплыли к лесистому острову. Коракл вытащили на берег, среди деревьев поставили палатку, причём очень вовремя. Сильный дождь обрушился на перегринов. Штормовой ветер задул с севера. Пришлось остаться в этом глухом месте. Провизия заканчивалась, но Провидение заботилось о них. Обходя остров, монахи нашли на берегу заднюю часть разорванного чудовища. «Подумайте только! - удивился преподобный. - Зверь собирался поглотить нас, а теперь мы съедим его сами. Нарубите и засолите как можно больше мяса. Остатки с костями оттащите подальше в лес. Дикие звериночью обглодают их». Так и случилось. Иноки заготовили мясо на три месяца вперёд. Из-за плохой погоды 30 дней остров не удавалось покинуть, но провизии теперь было много, а воду брали из чистого ручья».

(составил Д.Ю.Гончаров с использованием книги прот.А.Шабанова «Кораблики святому Брендану»).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика