Публикации

« Назад

Борода в традиционной русской культуре 05.06.2019 18:45

 Борода в традиционной русской культуре является символическим выражением мужской социальной и сексуальной зрелости, а также ума, мудрости. Борода обычно в традиционной культуре сопоставляется с женским символом --- косой. Волосы как у женщин, так и у мужчин служили признаком жизненной силы. Борода и усы у мужчин традиционно считались необходимой принадлежностью внешнего вида, не имеющих бороды и усов могли осмеять за «бабий» облик. С самого рождения формированию правильного облика будущего мужчины придавалось большое значение, что закреплено рядом ритуальных действий: мальчику отрезали пуповину на «бороде» топора, во время крещения священник мазал миром подбородок мальчика (для девочек такой обряд не проводили), мальчиков подростков мать отгоняла от женских орудий, особенно от дежи для заквашивания теста, аргументируя тем, что в противном случае у них не вырастут борода и усы.

         Отсутствие растительности на лице мужчины рассматривалось как размытость сексуального облика. В то же время у женщины присутствие растительности на верхней губе или подбородке было признаком ее мужеподобия. В Нижегородской губернии «бородулей» называли мужеподобную женщину, при этом поясняя, что «бородуля не мужик».

         Борода являлась главным внешним знаком социальной зрелости. «Бородун», «бородач», «борода» --- так называли большака, главу семейной иерархии традиционного общества. Длинную бороду считали свидетельством возраста, говорили: «Годы бородатят». Так, летопись рассказывала, что великий князь московский Василий III сбрил бороду, чтобы выглядеть более моложавым для своей второй жены.

         Наличие густых волос, и усов расценивали как знак особой мужественности, жизненной силы, а следовательно, и как показатель плодовитости. Обладателя густой шевелюры и бороду выбирали засевателем, который ритуально начинал сев в сельской общине. По обычаю, в Великий четверг, накануне Пасхи, большак расчесывал свою бороду, чтобы в семье водились деньги. Большая густая борода, как воплощение волшебной силы, фигурирует в представлениях о колдунах и знахарях. Считали, что знахарь владеет ремеслом до тех пор,

пока у него есть борода и волосы, которые концентрируют жизненные потенции и способны противостоять нечистой силе. В волшебных сказках карлик либо лишается своей силы, утрачивая бороду (попутно вспоминается джинн «старик Хоттабыч», который для волшебства использовал волосы из своей бороды). Во время рекрутских наборов стрижка волос и бритье бороды воспринимались народом как поругание мужского достоинства, лишение социальных и сексуальных признаков.

            За бородой ухаживали, ее подстригали, причесывали по праздникам. Так, в Воронежской губернии ухаживать за бородой хозяина было обязанностью снох. В благодарность хозяин привозил подарки своим невесткам. Здесь обращает на себя внимание то, что хозяин, будучи отцом семейства, реализовавшим мужские потенции, передает в скрытой форме молодым женщинам пожелание плодовитости.

            Бороду считали внешним проявлением зрелого ума и мудрости. В многочисленных русских пословицах и поговорках: «Борода выросла, а ума не вынесла», «Борода с ворота, а ума с прикалиток», «Борода уму не замена», «Борода нижегородка, а ум макарьевский», «Мудрость в голове, а не в бороде» --- нетрудно заметить, что отождествление бороды и ума ведется методом от противного, когда отсутствие сметки и рассудительности осмеивается через их «предполагаемое присутствие» в виде внешнего признака зрелости – бороды.

            У православных христиан бородв, кроме того, осмыслялась как признак истинной веры и означала принадлежность к образу и подобию Бога. В XVI в. бороду признавали символом национального достоинства и православной христианской веры. На Стоглавом соборе при Иване Грозном утвердили, чтобы православные «бород и усов не брили и не обсекали». В 1675 г., во время правления Алексея Михайловича, указом было велено стольникам, стряпчим, московским жителям и дворянам не брить бород под угрозой опалы. Аргументировалось это тем, что на иконе «Страшный суд»» все праведные - кто имеет бороды - стоят рядом с Иисусом Христом, а «бесермены (басурманы) и еретики брадобритники (римо-католики с протестантами» - напротив Христа.

              Народное мнение противилось приказам Петра I, повелевшего в 1700 г. носить иноземное платье и брить бороды: «Главы и брады обрили и персоны ругательно обесчестили». Тем, кто не брил бороду, надлежало откупаться. В знак оплаты пошлины выдавали металлический жетон, на котором был изображен

герб Российского государства, а на оборотной стороне - нос с усами и бородой, с надписью: «дань заплачена». Политика государства столкнулась с традиционными представлениями и вызвала множественные смуты на Руси. В 1714 г. в Угличе поднялось восстание, и летописец рассказывал о «чуде Божьем», когда всех, кто рьяно выполнял указ царя «о бритье» и переписывал смутьянов, постигло несчастье: они стали недвижимы. Народ посчитал, что им помог избежать расправы сам Господь Бог. Отменен этот указ был лишь императором Александром II.

       (Н.И.Прокопьева, из книги «Мужское и женское в русской традиционной культуре»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика