Публикации

« Назад

Бесы-эфиопы 18.03.2019 16:07

Однажды дьявол виде негритенка являлся и Антонию Великому и признался, что многих он смог обольстить, но напав теперь на Антония, изнемог. Когда Антоний спросил: «Кто же ты, обращавшийся ко мне с такою речью?» – тот, не таясь нимало, отвечал жалобным голосом: «Я – друг блуда, обязан уловлять юных в блуд, производить в них блудные разжжения и называюсь духом блуда. Многократно смущал я и тебя, но всякий раз был низложен тобою». Антоний же, возблагодарив Господа, небоязненно сказал врагу: «Поэтому и достоин ты великого презрения. Ибо черен ты умом и бессилен, как отрок». Черный отрок, услышав это, немедленно с ужасом бежал от слов сих, боясь уже и приближаться к Антонию (Житие Антония Великого, 6).

Христианским подвижникам приходится сражаться с полчищами духовных эфиопов. Так в одном из покаянных канонов Октоиха 4 гласа есть такой тропарь в честь мучеников: «Мученически течение совершивше святых сословие, и тьмы мысленных муринов, божественною силою яко воистину посече, и славу получи». «Мысленные мурины» - это  духовные эфиопы, т.е. темные злые духи, которых победили святые подвижники.

      Авва Пахон рассказывает такое происшествие: однажды демон «принял вид эфиопской девицы, которую я видел в молодости своей, когда она летом собирала солому. Мне представилось, что она сидит у меня, и демон до того довел меня, что я думал, будто уже согрешил с нею. В исступлении я дал ей пощечину – и она исчезла. Поверь мне, два года не мог я истребить нестерпимого зловония от руки своей» (Лавсаик, о Пахоне).

        Однажды некто пришел в скит принять монашество, взяв с собою сына, который только что был отнят от молока. Когда отрок достиг юношеского возраста, — демоны начали соблазнять его на блуд. Он говорит отцу своему: пойду я в мир, ибо не могу выдержать борьбы. Отец удерживал его и уговаривал. Но юноша опять говорит ему: не могу более, отче, — позволь мне выйти отселе. Отец говорит ему: послушай меня еще раз, сын мой: возьми 40 долей хлеба и молодых ветвей для плетения на 40 дней, — и воля Господня совершится на тебе. Он послушался отца своего, встал и пошел в показанную пустыню, пробыл там 20 дней в трудах, плел корзины, питаясь сухим хлебом. И вот видит нечистую силу, подходящую к нему: пред ним предстала эфиопянка до того смрадная, что невозможно было терпеть смрада ее. Он стал гнать ее. И демон говорит ему: я обыкновенно являюсь приятною в сердцах человеческих; но, за послушание и труд твой, Бог не попустил меня прельстить тебя, и открыл тебе смрад мой. Он встав и благодарив Бога, пошел к отцу своему и говорит ему: теперь я не хочу уже уходить отсюда, отче, — я видел нечистую силу и смрад ее (Древний патерик, 5).

    Как пакостят злые духи во время молитвы подвижников, хорошо показано в главе о прп.Макарии Александрийском в «Жизни пустынных отцев»:

      Однажды ночью постучался к прп.Макарию в келлию злой дух.

- Вставай, авва Макарий, пойдем на всенощное бдение! Братия уже собрались...

Но муж, исполненный благодати Божией, не мог подвергнуться обману, понял, что его обманывает злой дух.

- О, лжец и враг истины! - воскликнул он. Что общего, что близкого у тебя с собранием святых?

- А вот тебе неизвестно, Макарий, что без нас не обходится ни одно собрание иноков, - сказал диавол. Поди-ка, посмотри на наши дела...

- Да запретит тебе Господь, демон нечистый! - воскликнул авва Макарий.

И, приступив к молитве, он стал просить Господа открыть ему, есть ли сколько-нибудь правды в похвальбе диавола. И пошел на торжество всенощного бдения. Там он снова просил Господа о том же. И вот он видит, как по всей церкви прыгают и точно на крыльях перелетают с одного места на другое какие-то недоростки - эфиопы, безобразные на вид. В собрании был такой порядок: один монах читал псалмы, другие братья сидели и слушали или отвечали известными возгласами. Рассеявшиеся по церкви эфиопы, подпрыгивая к каждому, точно заигрывали: кому двумя пальцами закроют глаза, и тот начинал дремать; другому вложат палец в рот, и тот уже зевал... Вот окончилось чтение псалмов, и братия поверглись для молитвы пред Богом: тут пред одним промелькнет вдруг образ женщины, пред другим - вид какой-нибудь постройки и переноски чего-нибудь, пред всеми вообще - то одно, то другое... И лишь только злые духи представят что-нибудь, как актеры в театре, это и войдет в сердце молящегося и породит помышления... Но бывало и так: вот подбежали злые духи к молящемуся с каким-нибудь обманом, - вдруг стремглав отскакивали, точно гонимые какой-то силою, и не осмеливались более ни остановиться, ни мимо пройти около таковых... За то к другим, более слабым братиям они вскакивали на шею, на спину: видно, те невнимательно молились...

     Молитвословие окончилось, и святый Макарий пожелал удостовериться в истине видения. Призвав каждого из братий порознь, над которыми в различных видах издевались злые духи, спрашивал их, не думали ли они во время молитвы о постройках, или о дороге, или о чем-либо другом, соответственно демонским внушениям, и каждый действительно признавался в том, в чем обличал его Макарий. Отсюда ясно, что все суетные и посторонние помышления, которые овладевают душой во время чтения псалмов или молитвы, порождаются от внушения демонов. Напротив - кто строго хранит свое сердце, от того бегут гнусные эфиопы. Устремленная к Богу и собранная в себе самой душа, особенно внимательная во время молитвы, не воспринимает ничего чуждого, ничего постороннего.

      Святый Макарий рассказывал о бывшем ему еще более страшном видении. Братия приступали к принятию Святых Тайн. Лишь только иные простирали длани для принятия святых Тайн (в те времена Причастие принимали на руки), эфиопы как бы предупредив священника, клали на руки некоторых уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив - когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом (Руфин, Жизнь пустынных отцев, о Макарии Александрийском).

          У Феодорита в «Истории боголюбцев» есть такая страшная история, как бес в виде эфиопа не давал монаху принимать пищу, чтобы тот умер от истощения: «Рассказывал мне старец и о различных нападках на него лукавых бесов. "Лишь только я начал подвижническую жизнь, — говорил Иаков, — явился мне некто, совершенно нагой; он имел вид эфиопа и из глаз его сверкал огонь. Увидев его, я обомлел от страха, стал молиться и не мог вкушать пищи, ибо он появлялся всякий раз, когда я хотел поесть. Прошло семь, восемь, десять дней, а я оставался без пищи; наконец, презрев лукавое нападение, я сел и стал есть. Бес, не в силах вынести такой моей смелости, пригрозил мне ударами своего жезла. Я же сказал: "Если позволено тебе это Владыкой всяческих, то бей, и я с удовольствием приму удары, словно наказываемый Им Самим. Если же не позволено, то ты не сможешь ударить меня, хотя бы ты и тысячекратно неиствовал". Услышав это, он сразу обратился в бегство» (XXI, Иаков).

           Однажды бес-эфиоп мешал монаху исполнить послушание: некий старец имел у себя ученика, много лет послушного ему. Однажды брат, боримый искушением, принес покаяние старцу, говоря: сделай, чтобы я был монахом. Старец говорит: посмотри место, сделаем тебе келью, — и будешь монахом. После того, как сделали келью, старец говорит брату: что я скажу, то делай: когда захочешь, — ешь, пей, спи; только до субботы не выходи из келлии; а тогда приходи ко мне. И старец возвратился в свою келию. Брат же два дня поступал по слову старца; а на третий день, вознерадевши, и вопреки послушанию старцу решил петь псалмы. И встав, пел много псалмов, и вкусил пищи уже по захождении солнца, — и пошел спать. Но вот видит на рогоже своей лежащего эфиопа, скрежещущего на него зубами. В сильном страхе пошел он к старцу, и, стуча в дверь, говорит: авва! умилосердись надо мною, и отвори скорее. Старец, зная, что он не исполнил слова его, не отворял до утра. Отворивши же поутру, нашел его умоляющим, — и сжалившись, ввел его. Тогда он сказал старцу: отче мой! я имею в тебе нужду. Я видел черного эфиопа на рогоже моей, когда пошел спать. Старец говорит ему: это с тобою случилось за то, что ты не исполнил заповедь мою. Тогда старец, по возможности изобразивши ему правила иноческой жизни, отпустил его. И брат мало-помалу сделался искусным монахом (Древний патерик, глава 14).

          У Руфина в «Жизни пустынных отцев» есть рассказ о великом подвижнике Аполлонии из Фиваиды:

     «Мы видели великого мужа [Аполлония] в соседней пустыне. Там стоял монастырь его у подошвы какой-то горы. Будучи отцом пятисот братий, он более всех славен был в пределах Фиваиды. Велики были его подвиги, и Бог явил чрез него великие силы, много знамений и чудес. С самого детства он был воспитан в воздержании. По мере приближения к зрелому возрасту, благодать Божия возрастала в нем. Мы его видели уже 80-летним старцем. И те, кто, казалось, были его учениками, достигли уже такой высоты духовного совершенства, что почти все сподобились дара чудотворений... Говорили, что пятнадцати лет удалился он в пустыню... Сорок лет провел он там в духовных подвигах, и был ему глас Божий:

- Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, что слывут мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе.

- Уничтожь во мне, Господи, дух тщеславия, да не лишусь всех даров Твоих, возгордившись как-нибудь пред братией моей! - ответил Аполлоний.

- Приложи руку к шее твоей, сказал ему снова голос свыше, и что ею поймаешь, сдави и зарой в песке.

И, положив немедленно руку на шею, он схватил как бы эфиопа, небольшого роста, и зарыл его в песке.

- Я дух гордыни! - слышалось ему при этом.

И снова был ему глас свыше:

- Теперь иди! И чего бы не попросил ты у Бога - даст тебе Бог».

 

 

(составил Д.Ю. Гончаров)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика