Публикации

« Назад

БАБА 23.08.2018 12:51

        В структуре традиционного общества баба – это замужняя женщина любого возраста, в том числе и старуха. С этой точки зрения показательно псковское выражение «выйти в бабы», означающее «выйти замуж», а также название жены (по отношению к мужу) «бабой». Вдова тоже баба, т.к. она участвовала в свадебном ритуале. С именованием жены «бабой» связано то, что с момента вступления в брак женщина зачастую утрачивала свое настоящее имя и носила имя мужа или прозвище, которое возникало от прозвища мужа или его имени, фамилии (например, Сухарихой называли по прозвищу мужа --- Сухарь, или по его фамилии Сухарев), свое имя она вновь обретала, становясь старухой. Наиболее распространенное обращение мужа к жене было «мать» (свидетельствующее о наличии детей в семье), «женка», «хозяйка»; свекра и свекрови - «дочка», «молодка». В Каргополье (Архангельская область) замужнюю женщину приветствовали: «бабина», «бабица».

         Понятие «замужняя женщина» по отношению к слову «баба» более общее. Именование «баба» женщина получала с рождением детей, т.е. с обретением ею статуса матери. До этого момента ее называли «молодухой», «молодкой», «молодицей». В этом плане показательны характерные для псковского, нижегородского, пермского народных говоров слова «бабиться», «бабничать» со значениями «начинать рожать детей», «становиться матерью», относящиеся к молодухе. В некоторых местностях --- в Тамбовской, Тверской, Ярославской губ. - вышедшую замуж называли «молодухой» только до беременности, т.к. на уровне физиологии статус «бабы» связывался с утратой месячных очищений, обусловленной зачатием ребенка.

        Вместе с тем в ряде местных традиций для изменения номинации, закрепляющей переход от статуса «молодухи» к статусу «бабы», в рамках семейной терминологии мог иметь значение пол первого ребенка. Так, женщина, родившая первой девочку, в Вологодской губ. называлась «бабицей», в Оренбуржье и Казанской губ. - «бабой». Родившая же мальчика продолжала именоваться «молодухой». В Пермской губ. женщину называли «молодухой» вплоть до женитьбы сына. В Сибири говорили: «Если первую дочь родила, то уже и не молодуха. А если только сыновей рожает, то молодухой зовем. Как девчонку принесет, так уже и не молодуха». Несмотря на свойственное русскому крестьянству представление о престижности рождения сына и ожидание появления на свет именно его, все же очевидно, что в традиции более высокий статус имела женщина, которая родила девочку (баба), а не мальчика (молодуха). Этот факт, вероятно, связан с тем, что родившая девочку, по народным представлениям, максимально реализовала свои репродуктивные возможности, поскольку произвела на свет замену себе --- того, кто в будущем сможет продолжить воспроизводство жизни (потомства).

       С годами баба становится старухой (при этом не теряя статуса бабы). В крестьянской среде это связано с утратой женщиной репродуктивных способностей. Так, в Воронежской губ. считали, что если баба «отмылась», т.е. месячные у нее закончились, рожать больше не может, то она «устарела», стала старой. Известные поговорки: «Сорок пять --- баба ягодка опять», а также: «Бабий век --- сорок лет» --- указывают на сближение статусов девушки/молодухи и старухи. Воронежские крестьянки так описывали это состояние: «Старость... баба из строя выходит, у ней кровя прекращаются, она и слабеет». Кроме того, повсеместно показателем наступления старости женщины было взросление и изменение социовозрастного статуса ее детей. Так, в Воронежской губ. женщина считалась старой, когда женили ее старшего сына, в юго-западных русских областях --- когда все ее дети вступят в брак. Во многих местах статус старухи соотносился с появлением внуков, то есть нового поколения в роду. При этом женщину в семье начинали называть «бабушкой». В Псковской губ. женщина начинала считаться старой с того момента, как ее внуки начинали говорить, т.е. тем самым как бы «дооформлялись» как «люди».

        Традиционно статус замужней женщины проявлялся во внешнем виде: в особом способе убранства волос, в особенностях одежды и головного убора. Изменение прически и костюмного комплекса происходило в процессе свадебного обряда. После венчания или после первой брачной ночи женщины причесывали новобрачную «по бабьи» и надевали на нее женский убор - «повойник», подносили зеркало и говорили: «Ну-у-у, ты теперь, голубушка, уж баба». У русских в качестве женской прически преобладали две косы, уложенные надо лбом или закрученные узлом на затылке (девицы до брака носили одну косу). Способ плетения кос «по бабьи» был иным, чем у девушек. Последние укладывали пряди волос снизу вверх, а женщины --- сверху вниз. В западно- и южно-русских областях женщины не плели кос, а скручивали и укладывали волосы на затылке. На Дону такая прическа соответственно называлась «бабник». Головной убор, независимо от его формы, почти всегда полностью закрывал волосы замужней женщины.

        Отличительной деталью костюма замужней женщины в ряде центральных и южных губерний являлась понёва. Понёва - это женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом. Даже если в некоторых местах, например в Воронежской губ., эта деталь входила в комплекс одежды не только находящихся в браке, но и достигших совершеннолетия девушек, то по отделке понёвы можно было определить, к какой социовозрастной группе относится ее владелица. Существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. В целом одежда замужних женщин среднего возраста по сравнению с костюмами девушек и молодух была более сдержанной в цветовой гамме и имела меньше декоративных элементов. С возрастом в костюме уменьшалось и количество украшений. В отличие от девушек и молодух, женщины среднего возраста практически не использовали косметические средства: белила, румяна др.

         В некоторых местных традициях существовали свои формы принятия молодухи (недавно вышедшей замуж) в бабье сообщество матерей. Своего рода приемом в сообщество матерей являлся северно-русский обычай посещения женщинами селения роженицы и ребенка в течение шести недель после родов.

       Сфера бытовой и обрядовой деятельности замужней женщины была обширной. На ней лежала ответственность за пищу и одежду для всей семьи, за утварь в доме, воспитание детей и уход за стариками. Круг ежедневно выполняемых работ зависел от типа семьи. В условиях большой семьи среди женщин выделялась большуха, имевшая статус хозяйки, которая распределяла работу между остальными. Почти повсеместно хлеб на всю неделю пекла большуха, а также каждый день готовила еду на три-четыре приема, поэтому ей приходилось вставать раньше других, растапливать печь и стряпать. Всякий раз после еды следовало мытье посуды. К ежедневным заботам хозяйки относилось кормление домашней птицы и скотины, доение коз и коров 2-3 раза в день, в зависимости от времени года и количества корма. Женским занятием была уборка дома, с особым тщанием проводившаяся накануне праздников. Каждую субботу женщина топила баню, а если ее не было, - печь, для того чтобы все семейство могло помыться, а она - выстирать белье. В любое время года белье после стирки несли на реку, озеро или другой близлежащий водоем для полоскания. Поздней весной, летом и ранней осенью помимо ведения домашнего хозяйства женщина занималась множеством других с/х работ. С Рождественского поста до посевных работ труд женщины ограничивался домашними делами, а в свободное от повседневных хлопот время она была занята изготовлением пряжи, тканьем и шитьем. В рамках семьи на женщине лежала ответственность за благополучие в доме и хозяйстве, за здоровье всех домочадцев. Например, на Крещение, Чистый четверг и другие значимые дни календаря хозяйка совершала очистительные обряды: окропляла освященной водой все углы в избе и хозяйственных постройках, мелом или углем на всех дверях ставила кресты. Традиционно женщина считалась хранительницей домашнего очага. В рамках распределения пространства внутри избы женщине соответствовал бабий угол (печной, кухня) - место около печи (бабий кут), а также «долгая», или «бабья», лавка, идущая вдоль боковой стены к красному углу; на ней женщины сидели, когда ели или работали (пряли, шили).

        Женщины, как правило, не были активны в увеселениях. С появлением детей женщина переставала участвовать в играх, хороводах, беседах. Она скорее выступала в роли зрителя и судьи происходящего на празднике, что не исключало в праздники хождения в гости к родственникам и соседям. Лишь в период широкой Масленицы - со среды до субботы - женщины развлекались: катались на санях, иногда со своими мужьями. Тут же на горке они пели песни. У замужних женщин были свои, так называемые бабские праздники, на которые они воздерживались от женских видов работ: прядения, ткачества, огородничества, приготовления пищи. Так, «бабиным днем» называлось рождественское гулянье женщин у повитухи (26 декабря/8 января; это день повитух или по-другому праздник «Бабьи каши»). Бабьими праздниками считались также день Благовещения (25 марта/7 апреля), Фомино воскресенье --- второе после Пасхи и вся неделя Жен мироносиц, день Рождества Богородицы (8/21 сентября).

        Откуда пошло выражение «бабье лето»? Чаще всего так называли несколько погожих дней осенью. В этом случае понятие «бабье лето» в крестьянском сознании соотносилось с осенними праздниками, связанными с почитанием Богородицы (Успение, Рождество Богородицы, Покров), и с сентябрьским новолетием. В Тверской губ. и на Северной Двине бабье лето это время, когда женщины убирают лен, на Пинеге (Архангельская область) - время уборки хлеба, трав, в некоторых местах - период работ в огороде, уборка картофеля, прополка капусты», в Костромской губ. - женское гулянье, связанное с окончанием полевых работ.

        Очевидно, что роль женщины в жизни семьи и общины была чрезвычайно велика. Отсутствие в доме хозяйки могло быть восполнено только другой женщиной. Отсюда народная пословица: «Мужик без бабы пуще малых деток сирота». В Оренбуржье по этому поводу говорили так: «Мужчина без женщины --- никудышный народ. Женщины - они терпеливее». В этой связи показательно, что даже срок траура для вдовца в народной традиции был короче, чем для вдовы, чтобы поскорей мог себе новую найти.

        Номинация «баба» в рамках семейно родственных отношений распространялась на бабушку, а в системе социальных ролей - на повитуху, т.е. женщину, которая занимается родовспоможением, а по народному выражению --- «бабит».

составлено по материалам Е.Л.Мадлевской (кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник Русского этнографического музея, преподаватель Санкт-Петербургского университета).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика