Публикации

« Назад

Армянская церковь 09.09.2019 16:50

Армянская церковь называет себя апостольской, т.к. по преданию на армянской земле проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей. Но всеобщее обращение армян в христианскую веру произошло несколько позже апостольской проповеди. Крещение армян произошло где-то в промежутке с 284 по 314 гг. после обращения в христианскую веру армянского царя Трдата III. До этого армянская земля, как и остальная часть мира, была полита кровью христианских мучеников. После того, как Трдат III казнил святых христианских дев Рипсиме и Гаяне, его постигла кара Божия: он стал бесноваться подобно дикому вепрю. Излечить царя смог только христианин Григорий парфянин, получивший имя «Второго Просветителя армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей). После того как раскаявшийся царь оказал почести казненным мученицам и обратился в веру Христову, Григорий добился объявления прежних богов идолами. Храмовые земли были переданы Церкви. Потом свт.Григорий принял посвящение во епископа, и вернувшись в Армению, основал здесь первые христианские церкви и начал массовое крещение народа. Так Армения оказалась первой страной, где христианское учение утвердилось в качестве официальной религии. 

       Сперва ААЦ была частью Вселенской Православной Церкви. Как же произошло отделение ААЦ от Православия? В 451 г. состоялся IV Вселенский Собор в Халкидоне на котором была принята формулировка о том, что в лице Господа Иисуса Христа божественная и человеческая природы соединились неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице. Это был период полемики Православия с ересями монофизитства и несторианства. Монофизитство возводит хулу на Христа, постулируя наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе, и отвергает Его подлинное человечество, а несторианство пустословит, что Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. ААЦ в IV Вселенском Соборе не смогла принять участие, т.к. армяне в это время были под властью персов и подняли против них восстание. Можно сказать, что в то время в Армении шла битва за существование в этой стране христианства вообще как такового, т.к. персы пытались навязать армянам зороастризм. Борьба с персами  окончательно закрепила победу христианства в Армении и утвердила роль ААЦ как основного консолидирующего нацию института. По окончании IV Вселенского Собора в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух, что на этом Соборе восстановлена несторианская ересь. В итоге ААЦ отвергла вероопределение IV Вселенского собора, т.к. оно им показалось несторианским. На своем II Двинском соборе в 555 г. армяне предали анафеме Халкидонский собор (IV Вселенский) и его сторонников. Затем на соборах 584, 607 и 726 гг. ААЦ подтвердило это решение и еще раз анафематствовало халкидонское православное вероопределение. А в 726 г. на соборе ААЦ в Маназкерте было сформулировано следующее вероучение, отвергающее православное учение о двух природах во Христе: "Ежели кто не будет исповедовать единое естество воплощенного Бога Слова согласно неизреченному соединению в Божестве, что от Божества и человечества… - да будет анафема". Определения этих армянских соборов до сегодняшнего дня остаются в силе и ААЦ не пересматривались и не отменялись.

           Свое еретическое учение армяне выводят из слов свт.Кирилла Александрийского, который в послании к Суккенсу, епископу Диокесарийскому употребил выражение «единая (одна) природа Бога Слова воплощенная». И армянские богословы, при случае, всегда козыряют этой фразой, дескать, видите, свт.Кирилл учил не о двух природах во Христе, а об одной единой. При этом современные армянские богословы протестуют против того, чтобы их называли монофизитами. Они говорят, что мы на самом деле миафизиты, т.к. слово «миа»  употребил свт.Кирилл во фразе «единая (μία) природа Бога Слова воплощенная». Армянские богословы говорят, что они верят не в одну божественную природу во Христе, как монофизиты, а верят в единую природу, состоящую из Божественной и человеческой, а монофизитов они анафематствуют.

          Вместе с тем, как пишет иер.Георгий Максимов, по-гречески μόνο (моно) переводится как "одно", а μία (миа) как "одна", так что армяне по сути говорят так: "не смейте называть нас однОприродниками - мы однАприродники!". А во-вторых, армяне просто неправильно толкуют слова свт.Кирилл Александрийского. На самом деле под словами «единая природа Бога Слова воплощенная» он понимал не одну природу во Христе, а одну ипостась, т.е. лицо (напомним, что ипостась Бога-Слова содержит в себе две природы). Таким образом, учение ААЦ со своим «миафизитством» представляет собой просто умеренную форму монофизитской ереси. В современной своей литургической практике в начале утреннего богослужения священник ААЦ читает Пространный Символ веры, в котором говорится: "Веруем... в Бога Слово... снисшедшего в Богородицу Деву Марию, приявшего от крови ее, и соединившего с Божеством Своим... [исповедуем в Нем] едино лицо, един вид, и соединен в едином естестве", тем самым подтверждая свое монофизитство. Некоторые православные легкомысленно заявляют, что раскол ААЦ с Православной Церковью – историческое недоразумение, т.к. у армян не было возможности присутствовать на Халкидонском Соборе (IV Вселенском), и у них не было ясности в понимании принятого на этом Соборе вероопределения. Однако, у армян в ходе дальнейшего хода истории было предостаточно возможности получше вникнуть в халкидонское вероопределение, т.к. православные не оставляли попытки вернуть армян в лоно истинной Церкви. Также стоит отметить, что часть армянского народа на протяжении полутора тысяч лет и вплоть до настоящего момента принадлежала к Православной Церкви и, соответственно, являлись нашими братьями. Нет ни одного момента в истории, когда бы не было группы армян-халкидонитов (т.е. принявших догмат IV Вселенского Собора). Поэтому отождествлять ААЦ со всем армянским народом и веру ААЦ воспринимать как единственную национальную армянскую веру нет фактических оснований.

          ААЦ находится в евхаристическом общении с подобными ей монофизитским церквями – коптской, эфиопской, сиро-яковитской и другими антихалкидонским сообществами. Собственно, описанное выше догматическое заблуждение армян по сути и является основной разницей между Православной Церковью и ААЦ, которое и не позволяет крещеным в ААЦ армянам причащаться у нас. Также на ААЦ лежит грех раскол, т.к. раскол это признак отсутствия любви, ибо сказано: «Любовь не бесчинсвует, не ищет своего» (1Кор.12:4,5).

          А теперь поговорим о других интересных особенностях церковного быта армянских христиан. Так нательный крест в ААЦ по обычаю положено носить на шнурке, представляющем собой сплетение белой и красной нити (арм. – нарот), символизирующем истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова. В духовной иерархии ААЦ девять ступений – 6 малых и 3 великих: ключник (придверник), псаломщик, заклинатель, фонарщик, иподиакон, диакон, священник, епископ, католикос. Так ключник по повелению епископа открывает и закрывает дверь церкви. Посвящение его в эту степень исполняет епископ вне церкви, вручая посвящаемому ключи от церковной двери. Обязанность заклинателя отрешать крестящихся от сатаны, а фонарщик обязан зажигать свечи и люстры в церкви. Крестное знамение армяне накладывают слева направо тремя сложенными перстами по следующему чину: возложить пальцы надо на лоб, на живот, на левое и на правое плечо и затем, раскрыв ладонь, прило­жить к груди. Богослов ААЦ Григор Татевци (1346-1409гг.) так рассказывал о крестном знамении: когда мы руку поднимаем верх, xo­тим сказать, что наша мысль, сущность пригвождены ко кресту и впредь мысли о Христе пусть исполняют нас; кoгда руку возлаrаем на живот, хотим сказать, что не тело должно нами править (оно умерло на кресте), но пусть Христос указывает нам Свою волю; когда возлагаем руку на левое и правое плечо, xo­тим сказать, что наши руки также распяты и уже не пригодны делать зло, но должны делать только добро; раскрыв ладонь, приложив ее к сердцу и говоря «аминь», мы соглашаемся со всем этим (слово «аминь» означает «да будет так»). За три недели до Великого Поста у армян наступает Передовой пост (длится 5 дней). Как говорят армяне, такой пост в заповедал держать армянам сам свт.Григорий Просветитель перед крещением народа. Православные в пику армянам объявили аналогичный период сплошной седмицей (Неделя о мытаре и фарисее). В отличие от Православной Церкви в ААЦ литургию служат на неразбавленном водой вине и на опресноках (пресный, бесквасный хлеб). В отличие от православных армяне Трисвятое адресуют не всей Святой Троице, а Сыну Божию, при этом произносят его так: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас». Отметим, что помимо добавления «что распялся ради нас, помилуй нас», есть и еще другие добавления. На праздник Рождества и Богоявления: «что родился и явился ради нас, помилуй нас». На Сретение и Вербное Воскресение: «что пришел и еще придешь, помилуй нас». На Страстной Четверг: «что был предан ради нас, помилуй нас». На Страстную Пятницу: «что был погребен ради нас, помилуй нас». Каждое Воскресение (кроме воскресений Великого Поста, и воскресений, когда приходятся другие праздники): «что воскрес ради нас, помилуй нас». На праздник Преображение: «что явился на горе Фавор, помилуй нас». На Успение Богордицы: «что пришел за Матерью Твоей и Девой, помилуй нас». Все эти добавления обращены Христу, а вот на праздник Сошествия Духа, Трисвятое адресуют к Духу Святому: «что пришел и упокоился на апостолах, помилуй нас». Чтобы придать своей практике обращения Трисвятого ко Христу какое-то основание, армяне рассказывают следующую басню: «Тело Господа нашего, из-за ран невозможно было снять с креста. Тогда Иосиф, распростив руки пред крестом сказал: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас». И трижды повторив, тело Господа сошло с Креста на руки Иосифа». 

        Интересным церковным обычаем армян является матах («матах» дословно означает «вознести соль»). Смысл матаха – сотворение милостыни ради Бога, путем раздачи сваренного мяса нуждающимся. Для совершения матаха сейчас в основном используют петуха или бычка, и обязательно нужна соль. Животное должно быть без увечий, т.к. это дар, преподносимый Богу. Поскольку матах это не кровавое жертвоприношение, роль священника сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем к церкви соли. Церковью благословляется не само животное, а соль (само животное приводить в церковь запрещено). Затем этой освященной солью надо покормить животное, и после забоя мясо варится в воде, приправленное этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется. Затем мясо раздают с армянскими лепешками. Раздавать, желательно, только нуждающимся и тайно, чтобы избежать тщеславия. В советское время эту благочестивую традицию в Армении существенно утеряли, поэтому из матаха устраивали пиршество с пьянкой, а также мазались кровью бычка, что естественно было профанацией этого обычая. Пиршество устраивать не надо, а нужно просто раздать мясо нуждающимся людям.

         Христианство вошло в плоть и кровь армянского народа, о чем свидетельствуют, в частности, армянские имена и фамилии, которые имеют христианское происхождение. Так фамилия Мартиросян происходит от греч. «мартирий» - свидетель, мученик (есть еще армянский святой – св.Мартирос IV века). Фамилия Карапетян происходит от «карапет» - предтеча; Амбрцумян от имени Амбарцум – «воскресение», Арутюнян от имени Арутюн – «воскресение», Мкртчян от имени Мкртч – «креститель», а таинство крещения в ААЦ называется «мкртутюн»; Абгарян от имени Абгар, т.е. Авгарь – царь Эдессы, исцелившийся от проказы через Нерукотворный Образ Иисуса; Хачатурян от имени Хачатур – «несущий крест» (слово «хач» значит крест, а имя Хачик значит «крестик». Имя Аствацатур значит «данный Богом» (армянский аналог имен Феодор и Богдан), Габриэл (Габриэлян) – имя архангела Гавриила, Сероб (Серобян) – серафим, Кероб (Керобян) – херувим, Мовсес (Мовсесян) – Моисей. Есть также у армян фамилии, начинающиеся на Тер, что значит «Господь», например, Тер-Петросян.

     

        (составил Д.Ю.Гончаров по материалам: Православная энциклопедия, иер.Г.Максимов «Во что верит ААЦ», Г.Варданян «Таинства и обряды ААЦ» и др. ).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика