Публикации

« Назад

Архиепископ-экстремал 28.11.2017 13:39

      Св.Иоанн Златоуст родом из города Антиохии – это суетливый город. который был перекрестком торговых путей. Св.Иоанн проходил специальный курс красноречия у первого ритора того времени – Ливания, который был язычник. Он возлагал на Иоанна большие надежды и видел его преемником своих традиций. Своими блестящими ораторскими дарованиями Златоуст приводил в восхищение учителя. Ливания спрашивали – кого ты хочешь видеть своим преемником? Ливаний отвечал: «я мечтал бы им видеть Иоанна, если бы его у меня не отняли христиане».

        Мать Златоуста была жертвенной женщиной: она овдовела и не выходила потом замуж, чтобы целиком себя посвятить материнству. В ее адрес у Ливания вырвалось полное восторга восклицание: «Ах, какие у христиан находятся женщины!». Мама Иоанна надеялась, что он сделает себе блестящую карьеру.

        Но Златоуст стал монахом и ушел в пустыню на 2 года в пещеру. Там он подорвал себе здоровье: испортил желудок и стал склонен к простудам. Но Иоанна вызывал из пустыни к себе антиохийский епископ, чем спас ему жизнь, так как тот своим аскетизмом капитально расстроил себе здоровье (после этого он всю жизнь страдал от острого гастрита). Затем св.Иоанн был поставлен пресвитером (против своей воли).

         Итак, св.Иоанн Златоуст всю жизнь болел. Хорошо он себя чувствовал лишь когда проповедовал: у него менялся голос, менялась осанка. Златоуст проповедовал в центре храма на месте чтеца, окруженный людьми, которые постоянно прерывали его воплями восторга и аплодисментами (происходило что-то типа как во время схождения Благодатного Огня в Великую Субботу). Иоанн на это всегда отвечал, что чем хлопать в ладоши, лучше бы они научились исполнять его наставления. Слушали его по 2 часа, многие ходили специально на Златоуста. Проповедь кончалась и храм полупустел: не дожидались ни причастия, ни конца службы. Вдохновением для Златоуста было Священное Писание.

        Св.Иоанн Златоуст будучи пресвитером в Антиохии снискал славу на всем востоке. И в столичном граде Константинополе решили, что он не помешает при императорском дворе, здесь нужен хороший архиепископ. В предупреждение отказа со стороны Златоуста и противодействия со стороны жителей Антиохии, которые, конечно, не согласились бы добровольно расстаться с любимым пастырем, Златоуст был хитростью вызван в город и оттуда тайно доставлен в Константинополь; а 26 февраля 398 г. произошло рукоположение его в сан константинопольского архиепископа.

        В Константинополе ждали проповедника, ждали блестяще образованного человека, а получили монаха, аскета и обличителя. В легкомысленной атмосфере новой столицы, Иоанн казался старомодным и провинциальным. Столичное духовенство при предыдущем епископе весьма расслабилось и распустилось. В это время многие принимали христианство ради карьеры, формально, чтобы выслужиться. Св.Иоанн Златоуст, став архиепископом, стал наводить здесь порядок.  Он призывал богатых уделять из своего имения что-нибудь бедным; стал налагать канонические запрещения на распустившихся клириков; приказал удалить из домов целибатных клириков их подозрительных «сестер», с которыми они сожительствовали; потребовал от богатых диаконис и клириков скромной жизни и отказа от бросающейся в глаза роскоши; монахам запретил свободно гулять по городу и т.п. Златоусту говорили: посмотри – Церковь торжествует, как много христиан! А Златоуст на это отвечал: «что ж, тем больше материала для гееннского огня», имея ввиду, что с христиан больше спроситься, чем с язычников. Златоуст борется с легкомысленными развлечениями, для него нет ничего хуже античных театров и цирков. Он называл театры «жилищами сатаны, позорищами бесстыдства, школами изнеженности, аудиториями чумы и гимназиями распутства», «актёры и актрисы - дети сатаны и вавилонские блудницы», зрители – «падшие овцы и погибшие души».

        Вскоре высший слой общества стал враждебно относиться к этому выскочке-простецу из Антиохии, обличавшему в своих проповедях нравы богачей и придворных кругов. А Иоанн, вопреки примеру предыдцщего столичного архиепископа, удалил всю роскошь из архиепископского жилища, отказался от устройства приемов и банкетов, да и сам не стал ходить по пирам у богатых граждан, чем еще более всех обидел. Из-за больного желудка св. Иоанн мог есть лишь рисовую кашу и какие-то пресные лепешки и всегда ел один. Большую часть церковных денег он тратил на помощь бедным, устройство больниц и другие благотворительные нужды. Все роскошные приемы прекратились.

         Св.Иоанн любил длинные богослужения и крестные ходы, что также пришлось не по вкусу разбалованному столичному духовенству. И, главное, он совершенно не был дипломатом, а высказывал всем без разбора в лицо все, что, по его мнению, им было бы душеспасительно о себе услышать. Провинциальные епископы, все время приезжавшие в Константинополь в надежде получить что-либо для своих епархиальных нужд, были весьма обижены скромностью приема, который им оказывал их коллега Златоуст. Один из таких епископов, Севериан Кавальский, будучи в Константинополе, обнаружил, что красноречивые проповеди в столице хорошо оплачиваются, и ужасно обиделся, когда Иоанн намекнул ему, что, возможно, в его епархии по нему соскучились. Иоанн также обидел известного в столице монаха Исаака, который, очевидно, считал огни большого города куда более привлекательными, чем унылые стены дальнего монастыря, и очень оскорбился, когда архиепископ настоял на его отъезде в обитель.

          Св.Иоанн настроил против себя богатых, проповедуя, что частная собственность существует лишь вследствие грехопадения Адама, и обличая тех, кто строит десятый роскошный дом, а ничего не подает нищим, так как опасается, что у него не хватит денег на облицовку своей уборной золотом. («Мулы у тебя стоят накормлены, а Христос умирает с голода у порога твоего» - обличал Златоуст). Он настроил против себя вдов, посоветовав им побыстрее выйти замуж, если они никак не могут вести себя соответственно своему положению. Он настроил против себя мужей, заявив, что они не вправе требовать от своих жен верности, если они не верны им сами. Он настроил против себя жен, обличая их за пристрастие к роскоши и украшениям. В одной из проповедей он говорил, что лучше уж ходить нагими, чем так расфуфыриваться.

         Св.Иоанн Златоуст призывал к скромности и, видя роскошный дворец александрийского патриарха Феофила, называл его «новым фараоном». Продолжая в том же духе, Иоанн обрушился на чрезмерную пышность императорского двора, распущенный и легкомысленный образ жизни придворных, критикуя богатство, как таковое, и злоупотребления им его владельцами. Особенно обиделась императрица Евдоксия. А тут еще случилось, что она несправедливо конфисковала чью-то собственность. Иоанн произнес смелую проповедь о нечестивой Иезавели из 3 Книги Царств, в которой все узнали Евдоксию. С тех пор она стала злейшим врагом архиепископа. Императрицу Евдоксию Златоуст таже именует «новой Иродиадой».

          Также св.Иоанн обнаружил, что в провинции Азия митрополит Эфесский взимал с епископов плату за рукоположение. Иоанн отправился туда. Сам митрополит вовремя скончался. Иоанн, расследовав дело, нашел рукоположения 13 епископов неканоничными и низложил их. С точки зрения церковного права он, конечно, не мог так поступать (Эфес тогда еще не входил в церковную юрисдикцию Константинополя), но важнее буквы канонов для него были порядок и справедливость. 

           Таким образом, Иоанн Златоуст настроил против себя кого только можно. Обиженные стали распространять слухи, что Иоанн дома в одиночестве предается всякого рода излишествам и никого не приглашает, чтобы это от всех скрывать. Из-за болезни св. Иоанн не мог долго держать абсолютного поста и сразу же по завершении евхаристии прямо в алтаре ел какие-то лепешки. Это послужило источником слухов о его чревоугодии и невоздержанности. Поползли также совсем уже скандальные слухи о недолжных отношениях Иоанна с его духовной дочерью богатой вдовой диаконисой Олимпиадой.

           Кончилось все тем, что св.Иоанн Златоуста осудили при участии александрийского патриарха Феофила и его соратников, предъявив Златоусту 29 вздорных обвинений. В столице начался бунт против александрийцев. Св. Иоанн был героем бедняков. Народ кричал: «Утопить Феофила в Босфоре!» (это черноморский пролив, кто не знает). Александрийцы со страху погрузились на корабли и уплыли восвояси. А тут еще случилось землетрясение. Евдоксия перепугалась, что оно произошло из-за несправедливого гонения на праведника, и направила Иоанну письмо, в котором умоляла его вернуться. Св.Иоанн возвращается.

          Но Златоуст не унимался: в день памяти Иоанна Крестителя установили статую императрицы Евдоксии, на что св.Иоанн Златоуст высказался: «опять Иродиада беснуется!». Полностью эти слова в его проповеди звучали так: «Вы знаете действительную причину, почему хотят погубить меня? Это потому, что я не распоряжался расстилать перед собой богатых и дорогих ковров, что я не хотел одеваться в одежды, шитые золотом и шелком, что я не очень любил удовлетворять чувственности этих людей. Меня гонят не за богатство и не за то, что я совершил какое-нибудь преступление. Если бы это было так, то я должен был бы приходить от этого в смущение. Нет, меня гонят за то, что я люблю вас. Еще Иродиада беснуется, она пляшет, она требует головы Иоанна. Всё устремляется к нечестию, злославию  (αδοξία злославие, намек на ευδοξία благославие (перевод имени императрицы))».

        Опять начались проблемы. Златоуста обвинили в растрате церковных денег, что он действительно делал:  он тратил их на нищих. Мог, например, мрамором храм не до покрыть, а на нищих пустить. Златоуста решили второй раз лишить епископского сана. Но он протестовал. 17 апреля 404 г. св. Иоанну запретили служить пасхальную заутреню в св. Софии. Он служил ее под открытым небом, собрав толпы народа.

        Златоуста сослали в Пицунду (известный город а Абхазии). Но что для русского хорошо, то греку не очень. Ему казалось здесь сыро и холодно. По дороге св.Иоанн скончался у местечка Команы. Его последними словами были: «Δόξα τω Θεω πάντων ενεκα» «Слава Богу за все!».

(составил Д.Ю. Гончаров по аудиобеседе П.Малкова «Святой Иоанн Златоуст», книге А.Л.Дворикна «Очерки по истории Вселенской Церкви», П.З. Белодед «Святитель Иоанн Златоуст»)


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Яндекс.Метрика