Публикации

« Назад

Понятие о десятине в Священном Писании 26.10.2017 17:48

Священник Иоанн Нотхаас:

Ветхий завет

         Для большинства христиан десятина – это реликт ветхозаветного благочестия, от которого они чувствуют себя освобожденными Новым Заветом, если им вообще приходит в голову этот вопрос. Соответствует ли такое неодобрительное отношение словам Священного Писания?

         В Ветхом Завете десятина впервые упоминается при встрече Авраама с загадочной фигурой царя Мельхиседека (в переводе его имя означает «царь справедливости»). Он – священник — благословляет Авраама, превозносит Бога и объявляет Аврааму о заступничестве Бога в борьбе против его врагов. Затем он совершает с Авраамом священнослужение. В заключении говорится: «Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:18-20). Этот ответ Авраама на действия священника и царя Мельхиседека мы расцениваем как знак благодарности и приятия им священнической службы. В то же самое время мы видим неприятие предложения царя Содома (Быт.14:21).

           Десятина вбирает в себя социальную ответственность за малоимущих и священническое служение в обществе: «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей,.. и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в твоих жилищах и насыщались, тогда скажи перед Господом, Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню – по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл;.. исполнил все, что ты заповедал мне; призри со святого жилища твоего, с небес, и благослови народ твой, Израиля и землю» (Втор.26:12-15).

         Тут говорится не только о заботе о священнике, но и о бедных. Десятина является святой обязанностью, потому что о ней говорится как о «святыне» и «Твоей заповеди», из нее нельзя ничего брать. Только при исполнении этой заповеди благочестивый израильтянин может просить Бога благословения народа и земли Израиля.

         В следующем месте Ветхого Завета (Лев.27:30) указано, как следует понимать слово «святыня»: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов древа принадлежит Господу: это святыня Господня – И всякую десятину из крупного и мелкого скота – должно посвящать Господу».

         «Святыня» или «святыня Господня» говорит нам о том, что десятина принадлежит Богу. О таком отношении к имуществу не как своей собственности, а как к дару Божию говорится в стихе Втор.8:17-18: «и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим».

«И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо он дает тебе силу приобретать богатство».

          Заключительным местом, относящимся к этой теме, является Книга пророка Малахии (Мал.3:8-12), где говорится о суде Божием при прямом или косвенном уклонении от уплаты десятины: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете меня – Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?».

        Уплата десятой части заработанного прослеживается во всём Ветхом Завете как неотъемлемая часть отношений человека с Богом.

         Десятина не является ни изобретением человека, ни изобретением какой-либо касты первосвященников для извлечения собственной выгоды. Эта уплата есть заповедь Божия, при несоблюдении которой приходит наказание, а при соблюдении даётся благословение. Уплата десятины является и знаком любви к Богу.

Новый Завет

        Что говорит Новый Завет об уплате десятины? Отменяет ли Новый Завет то, что являлось в Ветхом Завете заповедью Божией? Не являемся ли мы христианами «ныне, умерши для закона, которым были связаны, освободившись от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). Не есть ли Христос «Конец закона» (Рим.10:4). Не осуждает ли Христос фарисеев, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23).

         В таком случае можно подумать, что закон, данный Богом на горе Синай, противоречит этому.

         Возможность заключения такого рода опровергается Господом, он прибавляет к своему изречению: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Следует ли из этого, что десятина была одобрена Христом?

          Неужели пожертвование для церкви, высчитанное по процентам, приравнивается к добродетелям христианина? Неужели именно так поступает человек, когда хочет доставить удовольствие ближнему или просто помочь ему? А церковь? Неужели церковь во все времена не исполняла закон, из любви ко Господу и к людям создавая храмы, иконы и убранства для церквей?

           Таковое исполнение закона открыто нам Господом в Его Нагорной проповеди: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).

           Из этого следует, что в Новом Завете закон Старого Завета с Богом должен быть не просто выполнен, но сверхвыполнен. Десятина является здесь абсолютным минимумом. Эти слова Спасителя поражают человека в самое сердце. Свят тот человек, сердце которого свободно от всего материального. Христианину, который готов служить Господу таким образом, Иисус обещает: «И всякий, кто оставит дoмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19:29).

           И в конце концов, не объясняет ли нам сам Господь такое преисполнение закона, когда на примере двух лепт бедной вдовы, он, подзывая своих учеников, говорит им: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» (Мк.12:43-44).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика