Публикации

« Назад

Джон Толкин о вере, неверии, Причастии и Церкви 27.10.2017 13:46

Джон Рональд Руэл Толкин – всемирно известный английский писатель, автор «Властелина колец»

Толкин умел писать не только фэнтези, но и письма. Еще более удивительно, что он умел и любил писать письма своим детям, просившим у него совета как в бытовых вопросах, так и в духовной жизни. И, конечно, упоминание о "слабеющей вере" в письме сына не могло не встревожить отца-христианина. В ответ сыну Толкин написал интересное письмо, в котором затрагивает вопросы веры и неверия, причастия и Церкви

Из письма к Майклу Толкину 1 ноября 1963:

«Однако же ты говорищь о "слалабеющей вере". Это совсем другое дело. В качестве последнего прибежища вера - это акт воли, вдохновленный любовью. Нашу любовь возможно охладить, а волю - подорвать зрелищем недостатков, глупости и даже грехов Церкви и ее служителей, но я не думаю, что человек, некогда обладавший верой, повернет вспять в силу этих причин (и менее всего - тот, хоть сколько-то знаком с историей). "Возмутительный факт", самое большее, - повод для искушения, как непристойность - для похоти; первое не создает второе, но пробуждает. Это удобно, потому что обычно отвращает наш взор от нас самих и наших собственных недостатков в поисках козла отпущения. Но вера как акт воли - это не один-единственный момент принятия окончательного решения: это постоянный, повторяемый до бесконечности акт > состояние, которому должно длиться - так что мы молимся о "неослабном упорстве". Искушение "неверия" (что на самом деле означает отвергнуть Господа Нашего и его веления) всегда здесь, внутри нас. Некая наша часть жаждет найти ему оправдание за пределами нас. И чем сильнее внутреннее искушение, тем с большей готовностью, тем более непримиримо мы бываем "возмущены" поступками других. Думаю, я столько же чувствителен, как и ты (или любой другой христианин) к "возмутительным фактам", связанным как со священством, так и с мирянами, Мне в жизни пришлось немало пострадать от глупых, усталых, охладевших и даже дурных священников; но теперь я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать: мне не должно оставлять Церковь (что для меня означало бы оставить служение Господу Нашему) в силу подобных причин; оставить Церковь мне следовало бы лишь в том случае, если бы я перестал верить, и мне не следовало бы yвepовать вновь, даже если бы я в жизни не встретил среди церковнослужителей никого, кто не был бы мудр и праведен. То есть я бы отрекся от Святого Причастия: в лицо назвал бы Господа Нашего обманщиком.
              Если Он - обманщик, а Евангелия - лишь подделка, то есть фальсифицированные рассказы о безумце, страдающем манией величия (а это - единственная альтернатива), тогда, конечно же, то зрелище, что являет собою Церковь (в смысле, священство) в истории и сегодня - просто-напросто свидетельство грандиозного мошенничества. Однако если нет, то зрелище это, увы! - лишь то, чего следовало ожидать: началось это еще до первой Пасхи и веру вообще не затрагивает - разве что в том, что мы можем и должны глубоко огорчаться. Но огорчаться нам следует во имя Господа нашего и за Него, ассоциируя себя самих с беззаконниками, а не со святыми, и не восклицая, что мы никак не можем "принять" Иуду Искариота, или даже нелепого, трусоватого Симона Петра, или глупых женщин, вроде матери Иакова, что пыталась "продвигать" своих сыновей.
           Требуется фантастическая воля к неверию, чтобы предположить, будто Иисус на самом деле никогда не "существовал", и более того - предположить, будто он не говорил ничего из того, что о нем написано; настолько невероятно, чтобы в те времена в мире нашелся хоть кто-либе), способный такое "выдумать": как, например, "прежде нежели был Aвраам, Я есмь"... "Видевший Меня видел Отца"...; или провозглашение Святого Причастия у Иоанна,..: "Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную". Потому мы должны либо уверовать в Него и в то, что Он говорил, и принять последствия; либо отвергнуть его и опять-таки принять последствия. Мне, например, трудно поверить, что кто-либо, однажды приступивший к Причастию, хотя бы только раз, и по меньшей мере с правильным намерением, сможет когда-либо вновь отвергнуть Его, не запятнав себя тяжким грехом. (Однако ж каждая Отдельная душа и ее обстоятельства ведомы Ему одному.)
            Единственное лекарство для слабеющей и убывающей веры - это приобщение Святых Таинств. Несмотря на то, что Святое Причастие всегда остается самим Собою, совершенным, цельным и нерушимым, оно не действует окончательно и раз и навсегда на кого бы то ни было из нас. Подобно акту Веры, воздействие его должно быть непрерывным и возрастать по мере повторения. Частое применение наиболее эффективно. Семь раз в неделю принесут больше пользы, нежели семь раз через промежутки. Кроме того, могу порекомендовать следующее упражнение (увы, возможностей для этого предостаточно!): причащаться в обстоятельствах, оскорбляющих твой вкус. Выбери гнусавого или косноязычного священника, или заносчивого, вульгарного монаха; и церковь, битком набитую самыми обычными обывателями, невоспитанными детьми, - от тех, что орут и вопят, до тех продуктов католических школ, что, едва откроют дарохранительницу, откидываются назад и зевают, - неопрятными юнцами в рубахах нараспашку, женщинами в брюках, зачастую растрепанными, с непокрытой головой, Ступай к Причастию с ними (и молись за них), Эффект будет тот же (или даже лучше), нежели от мессы, которую прекрасно читает явный праведник, а вместе с тобою слушают ее несколько набожных, достойных людей. (Ведь оно вряд ли хуже мессы с насыщением Пяти Тысяч - после чего Господь Наш возвестил грядущее насыщение)».


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Школа православной молитвы
Школа православной молитвы

Еженедельные образовательные встречи, позволяющие раскрыть и усвоить суть православного христианства

Калужская Библейская школа
Калужская Библейская школа

Пространство для систематического, результативного изучения Священного Писания с последующей реализацией в повседневной жизни

Калужский антисектантский центр
Калужский антисектантский центр

Оказание консультационной юридической, психологической, духовной помощи людям, пострадавшим от деятельности нетрадиционных религий и сект.

Название

Храм вмч. Георгия Победоносца «за лавками»

Название

Здесь будет расположен блок
для принятия платежей

контакты
Телефон:
Яндекс.Метрика